Марина Столярова
Конспект НОД по речевому и ХЭР с детьми старшего дошкольного возраста «Скучен день до вечера коли делать нечего»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому и художественно-эстетическому развитию
в старше-подготовительной группе
на тему: «Скучен день до вечера коли делать нечего»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по речевому и ХЭР с детьми старшего дошкольного возраста „Скучен день до вечера коли делать нечего“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Цель: познакомить детей с произведением Самарского писателя В. И. Беспалова «Мастер». Продолжать знакомство с орнаментом хохломской росписи.
Задачи: Познавательное развитие
1. Познакомить детей с содержанием сказки писатели Самарской области Валентина Ивановича Беспалова «Мастер».
2. Помочь детям понять смысл слов автора в сказке «Время подгоняю, и убил бы, да не знаю как», «Не пропало моё время! В ложке оно!»
3. Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, выделяя характерные особенности хохломской росписи: орнамент (травинки, капельки, ягодки, усики, завитки, листочки, клубничка, кустики, цвета (красный, желтый, зелёный, чёрный) и создавать узоры по её мотивам.
4. Продолжать формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
5. Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, потребность в самовыражении, в том числе творческом.
6. Стимулировать к проявлению активности, самостоятельности, инициативы в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании.
Речевое развитие
1. Обогащать словарь детей (хохломская роспись, золотая хохлома, мастер, травинки, капельки, завитки).
2. Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки полным предложением.
3. Продолжать развивать умение рассказывать о своей работе и работе товарищей.
4. Способствовать освоению основ речевой культуры.
Художественно-эстетическое развитие
1. Развивать эстетические чувства: цвета, композиции, ритма; умение передавать колорит хохломы.
2. Продолжать учить использовать для украшения ложки различные знакомые элементы (цветы, травинки, листья, ягоды, кустики, капельки, мелкие завитки, располагать их с учётом формы предмета.
3. Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своём рисунке.
4. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны.
5. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе.
6. Воспитывать у детей зачатки художественно-эстетического вкуса.
7. Формировать способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
8. Обеспечивать практику к отображения прекрасного в продуктивных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие
1. Продолжать учить детей оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.
2. Формировать у детей интерес к совместной деятельности со сверстниками.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
4. Воспитывать инициативу, самостоятельность при выполнении работы, активность.
5. Воспитывать чувство гордости за умения народных мастеров.
6. Стимулировать к проявлению задатков чувства ответственности за свои действия и поведение.
7. Воспитывать у детей трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
8. Формировать первоначальные представления о ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.
Физическое развитие
1. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними.
2. Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
3. Развивать у детей мелкую моторику.
Методы и приемы:
- практические: рисование, пальчиковая игра
- наглядные: рассматривание элементов хохломской росписи, изделий народного промысла (ложка, стакан, сахарница, половник, чашка)
- словесные: чтение сказки, беседа, вопросы, напоминания, пояснения
Материалы и оборудование:
Краски гуашевые красного, чёрного, зелёного цветов, кисти №3, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, клеёнки, альбом «Золотая хохлома», силуэты ложки, окрашенные в жёлтый цвет, портрет писателя Самарской области В. И. Беспалова, изделия народного промысла, расписанные хохломой, поднос для готовых работ детей.
Предварительная работа:
Чтение рассказа «Золотая хохлома» Л. В. Орловой.
Чтение русских народных сказок о труде и лени.
Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени.
Рассматривание изделий народного промысла (посуда, мебель)
Выполнение пальчиковых гимнастик по лексической теме.
Самостоятельные зарисовки по мотивам хохломской росписи.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игровая ситуация «Пословица». Цель: мотивировать детей на предстоящую деятельность.
Пальчиковая игра «Ложки». Цель: развивать интерес к пальчиковым играм в соответствии с тематикой.
Познавательно-исследовательская деятельность Пословицы о труде и лени. Цель: расширять знания детей о пословицах и поговорках; понимать их смысл.
Чтение сказки «Мастер». Цель: познакомить детей с произведением Самарского писателя В. И. Беспалова «Мастер»; понимать смысл сказки и смысл слов автора в сказке «Время подгоняю, и убил бы, да не знаю как», «Не пропало моё время! В ложке оно!»
Приглашение в мастерскую. Цель: продолжать знакомство с орнаментом хохломской росписи.
Двигательная Физминутка «Ложки». Цель: снять у детей усталость и мышечное напряжение, удовлетворить потребность детей в движении.
Пальчиковая игра «Ложка». Цель: совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать у детей мелкую моторику.
Коммуникативная Чтение педагогом сказки писателя Самарской области В. И. Беспалова «Мастер». Цель: отвечать на вопросы по содержанию сказки полным предложением.
Чтение пословиц и поговорок о труде и лени.
Цель: чётко проговаривать слова в пословицах.
Восприятие художественной литературы Чтение сказки В. И. Беспалова «Мастер». Цель: познакомить детей с содержанием произведения Самарского писателя.
Изобразительная Рисование «Роспись ложки». Цель: расписывать предмет элементами узора хохломской росписи разными способами (тычком ватной палочкой, пальцем; концом и всем ворсом кисти); использовать для украшения ложки различные знакомые элементы (цветы, травинки, листья, ягоды, кустики, капельки, мелкие завитки, располагать их с учётом формы предмета.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия Задачи (с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Игровая ситуация «Пословица» Мотивированы на предстоящую деятельность.
Педагог: «Ребята, давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.
Придумано кем - то Просто и мудро При встрече здороваться!
- Доброе утро! - Доброе утро Солнцу и птицам! - Доброе утро!
Приветливым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!»
Воспитатель читает детям пословицу о труде «Скучен день до вечера коли делать нечего».
Задаё т вопрос: «Как вы понимаете смысл этой пословицы?» Дети дружно приветствуют друг друга; поясняют смысл пословицы
Деятельностный Познавательное развитие:
Познакомить детей с содержанием сказки писателя Самарской области Валентина Ивановича Беспалова «Мастер».
7. Помочь детям понять смысл слов автора в сказке «Время подгоняю, и убил бы, да не знаю как», «Не пропало моё время! В ложке оно!»
Речевое развитие :
Продолжать развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию сказки полным предложением. Чтение сказки «Мастер» Знакомы с содержанием сказки писателя Самарской области Валентина Ивановича Беспалова «Мастер»;
8. понимают смысл слов автора в сказке «Время подгоняю, и убил бы, да не знаю как», «Не пропало моё время! В ложке оно!»; отвечают на вопросы по содержанию сказки полным предложением.
Воспитатель читает детям сказку Самарского писателя В. И. Беспалова «Мастер» и задаё т вопросы: 1. Как называется сказка и кто ее автор? 2. Почему парню было скучно? 3. Как мастер заинтересовал парня? 4. Чего добился парень? 5. Как он добился своего результата? 6. Как вы понимаете смысл слов автора сказки: «Время подгоняю, и убил бы, да не знаю как», «Не пропало моё время! В ложке оно!» Дети слушают, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию сказки
Физическое развитие: снять у детей усталость и напряжение, удовлетворить потребность в движении
Физминутка «Ложки» Снимают усталость и напряжение, удовлетворяют потребность в движении.
«Вы внимательно меня слушали, а теперь я предлагаю немного отдохнуть.
Представьте, что у вас в руках красивые раскрашенные
ложки».
Педагог проводит физминутку
«Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!» Дети выполняют движения в соответствии с текстом, имитирую движения с ложками в руках.
Познавательное развитие:
Продолжать учить выделять использование для украшения предметов хохломской росписи основные элементы (цветы, травинки, листья, ягоды, кустики, капельки, мелкие завитки, их расположение с учётом формы предмета.
Речевое развитие :
Обогащать словарь детей (хохломская роспись, золотая хохлома, мастер, травинки, капельки, завитки).
Художественно-эстетическое развитие:
Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использование их в изделиях народного промысла.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать чувство гордости за умения народных мастеров. Приглашение в мастерскую мастера Выделяют и называют основные элементы хохломской росписи
(цветы, травинки, листья, ягоды, кустики, капельки, мелкие завитки, их расположение с учётом формы предмета;
композицию, цвет и использование их в изделиях народного промысла;
воспитывается чувство гордости за умения народных мастеров.
Приглашает в мастерскую мастера. Обращает внимание детей на изделия народно-прикладного творчества, украшенные хохломской росписью.
Уточняет название росписи (хохломская, золотая хохлома, её элементов и использование цветов (красный, жёлтый, зелёный, чёрный) в узорах на ложках, способы его нанесения на ложку (пальцем или ватной палочкой ягоды; концом кисти цветы, листья и завитки) Предлагает рассмотреть деревянные расписные ложки.
Вопросы:
Назовите одним словом изделия в нашей мастерской? (посуда)
- Каким узором расписаны изделия? (хохлома, золотая хохлома)
-Какие элементы узора использовали мастера?
- Краски каких цветов вы видите на изделиях хохломской росписи?
- Назовите способы изображения узоров.
Дети рассматривают цвета и элементы узоров хохломской росписи, называют их.
Физическое развитие:
Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними.
Развивать у детей мелкую моторику.
Пальчиковая игра Совершенствуются разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними;
развивается мелкая моторика.
Педагог проводит пальчиковую гимнастику:
(загибать пальцы, начиная с мизинца)
«Я сегодня всем сама ложки к ужину дала. Ложка первая себе, маме дам – их будет две. Третью папе я кладу - привыкаю так к труду. Ложка бабушке – четыре, нет бабули лучше в мире. Пятую котёнку дам, но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко, (ладонями вверх, как ковшом загребать)
Кушать ложкой нелегко!
Он её не хочет знать, (указательными пальцами грозить вправо и влево)
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт, (погладить кисти рук)
В молоке усы и рот. (показать на усы) Дети выполняют движения пальцами и кистями рук в соответствии с текстом
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать эстетические чувства: цвета, композиции, ритма; умение передавать колорит хохломы.
Продолжать учить использовать для украшения ложки различные знакомые элементы (цветы, травинки, листья, ягоды, кустики, капельки, мелкие завитки, располагать их с учётом фор-мы предмета.
Совершенствовать умение выделять композицию, основные элементы росписи, цвет и использовать их в своем рисунке.
Закреплять умение свобод-но и легко рисовать концом кисти завитки в разные стороны.
Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать у детей интерес к совместной деятельности со сверстника-ми. Воспитывать инициативу, самостоятельность при выполнении работы, активность. Рисование «Мастера-ложкари» Развиваются эстетические чувства: цвета, композиции, ритма; умение передавать колорит хохломы;
Используют для украшения ложки различные знакомые элементы и
располагают их с учётом фор-мы предмета; свободно и легко рисуют концом кисти завитки в разные стороны;
развивается художественный вкус, воображение, творческий подход к работе;
формируется интерес к совместной деятельности со сверстника-ми; проявляют инициативу, самостоятельность, активность при выполнении работы.
Педагог предлагает приступить к работе в художественной мастерской «Мастера-ложкаря».
Дети выполняют работу, украшая ложку элементами хохломской росписи, используя разные способы изобразительной деятельности (пальцем, ватной палочкой, концом кисти)
Заключительный Социально-коммуникативное развитие:
Продолжать учить детей оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Речевое развитие :
Продолжать развивать умение рассказывать о своей работе и работе товарищей. Итог. Рефлексия Закреплены:
умения оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей; доброжелательные отношения между детьми;
продолжает развиваться умение рассказывать о своей работе и работе товарищей
Организует выставку работ детей. Предлагает детям рассмотреть, оценить и рассказать о работах сверстников.
Вопросы: С какой сказкой мы сегодня познакомились? Кто автор? Чему научила вас эта сказка? Назовите пословицы о труде. В какой мастерской мы с вами сегодня побывали? Вы, ребята, молодцы! Настоящие мастера! Дети рассматривают свои работы, и работы товарищей; оценивают и рассказывают о проделанной работе; отвечают на вопросы воспитателя полным предложением.
Приложение
Валентин Иванович Беспалов (псевдоним В. Волгин, (4 июня (16 июня) 1916, Камышин - 10 сентября 1999, Самара) - советский и российский прозаик, поэт, журналист. Член Союза писателей СССР и России.
«Мастер».
Зашёл мастер-ложкарь в один дом, смотрит: парень на постели лежит, храпит без просыпу. Подождал, когда парень нечаянно проснулся, спрашивает:
- Ты чего это делаешь?
- Не видишь? Время подгоняю, - пожаловался парень, - и убил бы, да не знаю как.
- А я тебе помогу, - развеселился мастер, - и не заметишь, как времени не будет не то, что поспать, а и зевнуть. Вот тебе задача для интереса: сколько ложек сделаешь, столько и рублей получишь.
Соблазнился парень, подсел к мастеру. Мыслимое ли дело? Построгал от нечего делать - получай рубль?
Строгает парень, рубли получает, а мастер ложки обтачивает, окрашивает.
Однажды мастер делал-делал разноцветные ложки, рукой махнул:
- Эх, была не была! Для интересу! Сделаешь ты, парень ложку лучше меня, сто рублей кладу!
Тут уж парень и о времени забыл. Утром проснётся, вечером очнётся. И не заметил, как борода поседела, когда ложку лучше мастера сделал. Хотел было перед ним похвастаться, оглянулся - оказалось, он сам мастер и есть.
- Пошутил мастер, - огладил парень расписную ложку, - не пропало моё время! В ложке оно!
Пословицы о труде и лени.
Терпенье и труд всё перетрут.
Делу время — потехе час.
Дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Каков мастер, такова и работа.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Без труда нет добра.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Кто любит труд, того люди чтут.