Валентина Киселева
Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы «Путешествие в страну нарисованных человечков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну нарисованных человечков»
Образовательная область: Социализация.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая и продуктивная.
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей посредством игровой деятельности
Задачи:
- закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, грусть;
- способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы „Путешествие в страну нарисованных человечков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- учить распознавать эмоциональные проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
- развивать эмпатию, выразительность речи и движений;
- развивать навыки общения детей со сверстниками;
- способствовать саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения у детей.
Оборудование, наглядный материал:
Фланелеграф и фигурки для фланелеграфа: человечки с изображением настроения: радости, удивления, страха, гнева, интереса, стулья, «болотные» кочки – подушки, имитация болота и реки из ткани, игра «Ромашка с настроением», карточки лепестки с изображением разного настроения у животных, альбомы по количеству детей, цветные карандаши, музыкальное сопровождение (запись звуков пения птиц).
Методы и приемы:
Ритуалы приветствия и прощания, игры с правилами, тематическое рисование, импровизация, беседы, аутотренинг (с использованием записи звуков пения птиц, этюды.
Ожидаемые результаты:
дети должны знать:
- радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес;
- о существовании индивидуальных особенностей своих и своих сверстников.
дети должны уметь:
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- осознавать и описывать свои физические и эмоциональные ощущения;
- воспроизводить выразительные позы и движения;
- уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- различать эмоции по схемам-пиктограммам;
- передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики.
Домашнее задание для родителей
1. Вспомните вместе с ребенком, какие сказки вы читали, какие сказочные герои в них живут.
2. Задайте ребенку вопросы:
- чем ему привлекателен тот или иной персонаж?
- какое настроение у этих героев?
- на какого героя он хотел бы быть похож? Почему?
Используемая литература:
1. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор - составитель Пазухина И. А. – СПб. : «Детство- ПРЕСС», 2004.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: Занятия, игры. - М., 1999.
3. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб. : Речь; Сфера, 2011.
4. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия: старшая группа. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2011.
5. Эмоциональные нарушения в детском саду и их коррекция/ Лебединский В. В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. – М. : Изд-во Моск. Ун-та 1990.
6. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : ТЦ Сфера, 2002.
Ход деятельности:
Этап I. Организационный
Под музыку дети входят в кабинет
Ритуал приветствие «Комплименты» 3 мин
Педагог: Доброе утро! Дети, давайте начнем наше занятие с хороших, добрых комплиментов. Каждый из вас дотронется до своего соседа и пожелает ему, что нибудь приятное. Это может быть связанно с внешностью, характером, настроением вашего соседа. (Дети говорят пожелания, в случае затруднений воспитатель помогает детям подобрать слова).
Этап II. Мотивационный
Педагог: Ребята скажите, пожалуйста, в какой стране мы с вами были на предыдущих занятиях? (ответы детей). Правильно, мы были в гостях у нарисованных человечках в стране Радости, стране Удивления, стране Страха, стране Гнева и стране Интереса. (На фланелеграфе появляются изображения нарисованных человечков, с разным «выражением лица»). А какие настроения бывают у жителей этих стран? (ответы детей). А сегодня мы приехали в гости на праздник эмоций, где собрались все человечки из всех стран. Но вот огорчение, Злой волшебник снова напроказничал и спрятал наших человечков. (На фланелеграфе поверх изображения нарисованных человечков появляется изображение мрачного леса). Ребята мы поможем их отыскать? Для этого нам надо отправится в путешествие.
Этап III Практический
Педагог: Ребята злой волшебник продолжает проказничать, он послал на нас клеевой дождик.
Игра «Клеевой дождик». 2 мин.
Педагог: Смотрите ребята капли этого дождя попали и на нас. Наши руки приклеились к плечам других ребят. Давайте встанем друг за другом и будем держаться за плечи впередистоящего. В таком положении нам нужно будет перейти на другую сторону поляны: перешагнуть через поваленное дерево (2-3 стула, поставленных рядом); обогнуть широкую реку (имитация реки из ткани, спрятаться за раскидистым кустом от диких животных (дети под руководством педагога выполняют задания, при этом не отцепляясь друг от друга.)
Ребята посмотрите впереди у нас болото (имитация болота из ткани). Как нам переправится через него? (ответы детей). Правильно мы будем прыгать по болотным кочкам.
Игра «Болотные кочки» 3мин
Педагог: Представьте себе, что вы превратились в лягушек, живущих на болоте.
Лягушки прыгают по кочкам. (Кочки – подушки раскладываются на полу на таком расстоянии друг от друга, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием). Вместе на одной кочке капризным лягушкам тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!». Если 2 лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. (Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, педагог вмешивается и помогает найти выход из ситуации.)
Педагог: Мы устали. Давайте присядем и отдохнем на полянке.
Игра «На полянке» 3мин.
(звучит музыка – пение птиц)
Давайте сядем на ковер, закроем глазки и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?
(После небольшой паузы детям предлагается открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали себя во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был. Выслушивается рассказ каждого ребенка)
Педагог: Наше путешествие продолжается. Смотрите, какие цветочки выросли на нашей полянке.
Игра «Ромашка с настроением» 5 мин.
Вам нужно рассмотреть свою ромашку, определить её настроение по схематическому изображению в сердцевине: радость, злость, испуг, радость, удивление. Теперь вам необходимо «оживить» эту ромашку, то есть подобрать лепестки, на которых изображены животные с таким же на настроением. (Педагог берет поочередно маленькие карточки – лепестки, показывает их игрокам и просит внимательно рассмотреть мимику и позы животных. Тот, кто узнал «свое» животное, называет еще раз его настроение. Педагог отдает игроку цветную карточку, которой тот закрывает силуэт лепестки).
Педагог: А теперь я предлагаю вам выбрать карточку с наиболее симпатичными животными и изобразить это животное и его настроение. Остальные зрители по позе, движениями игрока должны узнать это животное и его настроение и рассказать о нем нам. (Дети выполняют задание)
Педагог: Ребята посмотрите, а кто это появился за нашей полянкой? Правильно это наши нарисованные человечки. Мы их нашли. Давайте проверим из всех ли стран мы нашли человечков. (Ответы детей).
Рисунок «Рисуем сказку» 6 мин
Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам нарисовать в альбомах картинку к нашему путешествию. Вы можете нарисовать: как нас склевал клеевой дождь, как мы превратились в лягушек и прыгали по кочкам, как играли с ромашкой, как встретили нарисованных человечков. (Дети выполняют задания)
Этап IV Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Ритуал прощания «Улыбка» 3 мин
Педагог: Покажите рисунки друг другу, поделитесь впечатлениями. Что вам особенно запомнилось в нашем путешествии? Ребята, кого мы выручали? Что мы для этого делали? (Рассказы детей).
А теперь давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и пойдем в группу.
Спасибо вам ребята! До свиданья!