Ольга Сарайкина
Конспект НОД «Путешествие в страну геометрических фигур» для детей среднего дошкольного возраста с использованием
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель: закрепление и расширение знаний детей о геометрических фигурах
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну геометрических фигур“ для детей среднего дошкольного возраста с использованием» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с квадратом;
- познакомить с цифрой 4
- закрепить понятия «слева», «справа», «посередине»
- формировать представления о порядковом счете
- учить детей составлять образ из геометрических фигур; собирать целое из частей
Развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, умозаключения.
- вводить в речь детей выражения : «столько же сколько», «поровну»
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Приё мы: показ, рассказ воспитателя, педагогическая оценка, упражнения.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика
Словарная работа: прямоугольник, разноцветные, многоэтажный, поровну, столько же сколько.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, плоскостное конструирование из геометрических фигур, разучивание пальчиковой гимнастики, игры с разрезными картинками.
Раздаточный материал: игра Б. П. Никитина «Точечки» (карточки для счета, геометрические фигуры для каждого ребенка (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); разрезанные на части геометрические фигуры; д/и «выложи из геометрических фигур»; призы-медальки; Демонстрационный материал и оборудование: листочек с волшебными словами, кукла-Умняшка, модули геометрических фигур, обручи, магнитная доска, «волшебная палочка», иллюстрация цифры 4.
Ход НОД:
Организационно-мотивационный момент
- Дети, давайте поприветствуем друг друга.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!
(Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)
- Дети, мне сегодня позвонила одна девочка Умняшка, которая живет в волшебной стране геометрических фигур. Она хочет с вами познакомиться и приглашает к себе в гости.
- А вы хотите познакомиться с Умняшкой? Ну что же, отправимся в страну геометрических фигур? (ответы детей)А у меня есть волшебная палочка, возьмем ее с собой, вдруг она нам пригодится.
Основная часть
- Только я забыла волшебные слова, которые нам помогут попасть туда. А вспомнить мне их поможет игра «Точечки». У каждого из вас есть квадратики разного цвета с черными точечками. Сейчас мы с ними поиграем. (задаю вопросы, где ответами являются слова: один, два, три, четыре, ни одного.)
( дети берут карточки: с изображением одной точки, двух точек, трех точек, четырех, а также пустая карточка и поднимают необходимую карточку в соответствии с ответом)
- Сколько слонов живет у вас дома?
- Сколько рук у мамы?
- Сколько хвостов у кошки?
- Сколько ртов у нас на лице?
- Сколько ножек у стола?
- Сколько углов у треугольника?
- Молодцы, вы помогли мне вспомнить волшебные слова, повторяйте их за мной.
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И окажемся в гостях (выполняют движения по тексту)
- Ой, дети, где мы оказались? (в лесу, в сказке и др. ответы детей)
- Мы оказались в волшебной математической стране, в ее геометрическом лесу.
- Дети, а хотите, я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате. Садитесь поудобнее (дети садятся на палас) Итак, слушайте сказку.
«В царстве - государстве геометрических фигур жили - были Прямоугольник и Квадрат. «Я такой неуклюжий» - говорил Прямоугольник, - если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким. (располагаю фигуру на магнитной доске)
А если лягу на бок, то становлюсь низким и толстым. Вот таким.
А ты всегда остаешься одинаковым, - говорил он, обращаясь к Квадрату, - и стоя, и сидя, и лежа». «Да уж, - отвечал с гордостью Квадрат. - У меня все стороны равны». И переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла по лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрата и Прямоугольника. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?». Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела. Потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны.
- «Может быть, я смогу помочь тебе?» - спросил девочку скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и увидела свой дом. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но плюх и упал в воду. Добрый Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы не оставили меня в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, - обратилась девочка к Прямоугольнику, - что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие».
-Дети, понравилась вам сказка? Какие стороны у прямоугольника? (две длинные, а две короткие). Про какие геометрические фигуры рассказывалось в сказке? (квадрат и прямоугольник).
Дидактическая игра «Найди свой домик»
- А сейчас геометрические фигуры предлагают поиграть в игру «Найди свой домик».
Жили-были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Ответы детей : круг, квадрат, треугольник и прямоугольник (показать и разложить в обручи большие фигуры. Затем раздать всем детям по одной геометрической фигуре.)
Я возьму свою волшебную палочку:
В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три, все фигуры в дом беги! (дети-фигуры забегают в свои обручи).
Ой, ребята, смотрите, фигуры рассыпались, помогите их собрать.
Дидактическая игра «Собери геометрическую фигуру» (разрезные картинки). (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
- Молодцы, все справились!
Зрительная гимнастика:
«Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали
Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать. (моргают)
Пусть немного отдохнут (закрывают глаза)
И опять моргать начнут (открываю глаза и моргают)
Воспитатель: Молодцы, дети, а вот и Умняшка нас встречает.
Давайте поздороваемся (появляется кукла)
Дети, мне Умняшка рассказала, что пока мы добирались, в стране геометрических фигур ветер-проказник разбил все окошки в домах, и жители потеряли свои домики. Поможем им вернуться домой. А как? (проблемная ситуация). Дети предлагают варианты.
Сегодня у меня есть волшебная палочка и я вас превращу… Хотите узнать, в кого я вас превращу? Тогда отгадайте загадку:
Ходит он в защитной каске, есть у него кирпич и краски,
Большой построить сможет дом, нам всем уютно будет в нем
(Строитель)
Начинаем превращение…
Ну-ка, палочка волшебная,
Поработай-ка скорей,
Преврати-ка ты в строителей
Этих маленьких детей
Вот вы и превратились в строителей.
Проходите за столы и посмотрите на свои подносы. В них лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольник, прямоугольники, квадраты).
- Как вы думаете, что у дома может быть прямоугольным? А что может быть квадратным? А что бывает треугольным у дома? (ответы детей)
- С чего мы начнем строить дом? (с этажей) Они какой формы? (прямоугольной)
- Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах? Посчитайте. (4) – Значит, сколько этажей будет в доме? (4). Посмотрите на цифру 4 (показ карточки с цифрой 4). А сейчас давайте в воздухе пальчиком напишем цифру 4.
- А квадратов сколько? (много). Какого цвета? (белого). Ну что, начинаем строить? Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук, тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Мы замочек покрутили, покрутили, потянули, постучали и открыли.
(соответственно словам выполняем движения руками)
Отворяем ворота, Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
Д/и «Выложи из геометрических фигур»
Посмотрите на прямоугольники. Они все одинакового цвета? (нет). Значит они какие? (разноцветные) Все этажи у нас будут разного цвета. Когда много этажей, как такой дом называется? (многоэтажный)
- первый этаж у нас будет не красный и не зеленый, а какой? (желтый)
- второй этаж – не желтый и не зеленый, а какой? (красный)
- какого цвета будет третий этаж? (зеленый)
Ставим крышу.
Теперь очередь дошла до окон (квадрат).
На первом этаже будет 1 окно. На втором – 2 окна, на третьем – столько же, сколько на первом (1). На каком этаже больше окон? По сколько окон на первом и на третьем этаже? (по 1 окну). А по-другому как можно сказать? (что их поровну).
- Сколько домов у нас получилось? (много)
- А когда домов много, получается (город, улица).
- Поработали, молодцы, теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо-влево
А теперь руками крутим и для них разминка будет
Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим,
Повороты вправо-влево плавно производим
Наклоняемся легко достаем руками пол
Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминки
- Дети, Умняша дарит вам на память медальки, чтобы вы вспоминали о сегодняшней встрече.
-А нам пора возвращаться в детский сад.
- Давайте произнесем волшебные слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем
Вокруг себя повернёмся, закроем глаза и в садик вернёмся.
Рефлексия:
- Где мы сегодня побывали?
- С какой цифрой познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?