Татьяна Бурдонос
«Кубань — земля такая». Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Кубань – земля такая».
Программные задачи:
Коррекционно-образовательная:
- учить детей пересказывать рассказ, составленный по демонстрации действий из 5-7
простых предложений, с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий
с ними.
Коррекционно-развивающие :
- развивать умение отвечать на вопросы развернутой фразой;
- расширять и активизировать словарь;
- закреплять навык четкой, выразительной речи;
Публикация «„Кубань — земля такая“, Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- упражнять в изменении силы голоса.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- вызвать интерес к его истории и развитию;
- воспитывать любознательность.
Оборудование: макеты с изображением казачьего подворья, шапочки-«подсолнухи»,детские казачьи костюмы, убранство горницы (рушник, деревянная посуда, чугунный утюг, вязаный половичок, самовар, самодельные игрушки, клубок, крючок для вязания, карточки с двумя схематичными изображениями типа: дом – хата, кроватка – шкаф, туфли – сапоги, сарафан – свитер, младенец – дошкольник, пупсик – неваляшка.
Предшествующая работа:
- беседа о кубанской земле, об истории казачества;
- заучивание стихотворений;
- знакомство с казачьим говором и его применением в небольших сценках из казачьей
жизни;
- примерка костюмов и выполнение заданных действий.
Словарная работа:
- объяснение словосочетаний: омытая морями, укрытая в леса, глядится в небеса;
- объяснение слов: ухват, сбруя, погреб, глечик, плетень, экскурсовод.
Ход. 1. Организационный момент.
(Дети стоят на ковре).
Логопед : Ребята, послушайте, какое замечательное стихотворение расскажет нам Настя.
Ребенок: Кубань – земля такая :
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает, и гром земной плывет.
Омытая морями, укрытая в леса,
Пшеничными полями глядится в небеса.
(К. Обойщиков)
Логопед :
- как называется наш край? (Краснодарский);
- а по-другому? (Кубань);
- что означают слова: «омытая морями», «укрытая в леса», «глядится в небеса»?
- Да, наш край красив и богат своей замечательной природой. Мы должны знать
и любить родную природу. Но еще мы должны знать и любить историю нашего края, изучать быт наших предков.
2. Сообщение темы.
Логопед : Сегодня мы с вами «отправимся на экскурсию в краеведческий музей», в котором познакомимся с бытом наших предков – казаков, а в заключение составим рассказ об увиденном.
3. Введение в тему.
(Дети подходят к макету казачьего подворья, рассматривают его, слушают рассказ логопеда).
Логопед : На землях нашего края издавна жили казаки. Они охраняли южные границы России. А еще они занимались охотой, рыбалкой, выращивали пшеницу, овощи, фрукты, разводили скот, т. е. домашних животных. Семьи казаков жили в хатах, которые белили известью. Поэтому хаты всегда были белые. Женщины – казачки занимались хозяйством, растили детей, помогали казакам. Хотя казаки говорили на русском языке, все же у них был особенный говор. Давайте его послушаем.
(Заранее подготовленные дети проговаривают фразы из казачьей жизни).
- Эй, казачата, геть до хаты, батька зоветь.
- Сынку, спустись в погреб, достань глечик с квасом.
- Мать, сбрую не видала? – Да вон же она, на плетне висит.
- Казаки, атаман сбор трубит! – Любо!
(Дети передвигаются далее, где рассматривают внутреннее убранство казачьей хаты. Они могут потрогать самовар, подержать в руках деревянную посуду, рассмотреть старинный утюг).
Логопед : В нашем музее есть группа артистов, которые без слов могут показать, как казачья семья проводит вечера.
(Заходят 4 ребенка в казачьих костюмах. «Отец» начинает чинить сапоги, «мать» -
вяжет, «дочь» играет с самодельной куклой, а «сын» - с самодельной машинкой.
Через 3-4 минуты дети-артисты выходят).
Физминутка.
Логопед : Наши артисты изображали семью казака, а каждый из вас может прямо сейчас превратиться в подсолнушек.
(Детям надевают шапочки-подсолнухи. Проводится игра «Подсолнушки»).
Все дети – цветы. Один из них – хозяин (хозяйка). Хозяин отворачивается, цветы меняются местами. Хозяин, повернувшись, должен их поставить на прежнее место.
4. Развитие связной речи.
(Дети сидят полукругом перед доской).
Логопед : Ребята, я покажу вам карточки, на которых есть изображения двух предметов. Назовите только тот предмет, о котором пойдет речь в нашем рассказе (хата, кроватка, сапоги, свитер, дошкольник, кукла).
А теперь ответьте полными предложениями на мои вопросы:
- Где собралась семья казака вечером?
- Что делали казак? казачка? дочка? сынок?
- Что делала семья?
А кто сможет эти предложения повторить, у того получится целый рассказ.
Рассказ ребенка: Вечером семья казака собралась в хате. Казак чинил сапоги. Казачка вязала теплый свитер. Дочка качала куклу. Потом она положила куклу в кроватку. А маленький сынок играл самодельными игрушками. Семья отдыхала.
(Пересказ рассказа детьми).
5. Итог.
Логопед : Что нового вы узнали сегодня?
Давайте мы все вместе прочитаем стихотворение о нашем замечательном крае, а чтобы оно прозвучало выразительно, мы будем менять силу голоса.
(Во время чтения логопед «дирижирует» рукой, показывая детям, когда надо читать тихо, а когда – громко).
- Посмотрите вокруг – зачарует краса!
Нету края прекраснее нашего:
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена.
(В. Подкопаев)