Алина Нишликова
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: образование притяжательных форм прилагательных на материале лексической темы «Дикие животные наших лесов».
Коррекционно-образовательные задачи:
закрепление представлений о диких животных и их детенышах, их внешнем виде, образе жизни; уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
совершенствование грамматического строя речи; употребление притяжательных прилагательных; упражнение в падежном управлении существительных; совершенствование слоговой структуры слова.
Коррекционно-развивающие задачи : развитие речевого дыхания; развитие фонематического слуха; развитие связной речи, умения составлять рассказы-описания по плану-схеме; зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
1. Презентация «Жилища диких животных»
2. Демонстрационный материал: «Тематический словарь в картинках. Дикие животные».
3. Графический рисунок «Где спрятались животные?»
4. Силуэты животных для штриховки.
5. Мешочек, фигурки диких животных.
6. Предметные картинки на звук К.
7. Корзинки для определения позиции звука в слове.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Входят в группу под музыку «Шум леса».
Логопед:
- Мы с вами пришли в осенний лес. Посмотрите, как красиво. Осень разукрасила весь лес, на деревьях яркие желтые листочки, на земле разноцветное покрывало из осенних листьев. Лист осины – осиновый, берёзы- берёзовый, клёна – кленовый, дуба – дубовый, рябины – рябиновый.
Давайте послушаем звуки леса (звучит музыка).
2. Основная часть.
1. Упражнение на развитие речевого дыхания : ребята подышим лесным воздухом.
Медленный вдох через нос, руки в стороны. Выдох ртом на словах «Ах, как пахнет!»- руками обнять себя - повторяется 2-3 раза.
- Молодцы! Подышали лесным ароматом.
- Скажите, кого мы можем встретить в лесу, назовите их.
- Кто такие лесные жители?
- Почему животных называют дикими?
(Они живут в лесу, боятся человека, это не прирученные животные. Эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу,)
2. Употребление притяжательных прилагательных, простых предлогов (в, на, под, за).
Мы с вами в лесу. Но где же животные? Куда они попрятались?
Давайте погуляем и поищем животных. Посмотрите внимательно и скажите, какую часть животного вы видите, где прячется.
Выставляются картинки «Кто где спрятался?» (на доске контуры частей тела диких животных).
Дети: Это лисий хвост. Лиса прячется за пеньком.
Это заячьи уши. Под елью спрятался заяц.
Это беличий хвост. На ветке прячется белка.
Это волчья голова. За деревом прячется волк.
Это лосиные рога. За деревом прячется лось.
Это ежовая спина (ежовые иголки). Еж прячется под грибом.
Это медвежий нос. Медведь прячется в кустах.
3. Игра «Волшебный мешочек». Подбор прилагательных к существительным.
Ребята, посмотрите под елью что-то лежит. (Достают мешочек). Что же там лежит? (логопед предлагает одному ребенку на ощупь определить, фигурку какого животного он взял.)
Дети выбирают и называют всех «членов семьи».
Дети: Это волк, волчица и волчонок. Это волчья семья. Это еж, ежиха и ежонок. Это ежовая семья. Это лис, лиса и лисёнок. Это лисья семья. Это медведь, медведица и медвежонок. Это медвежья семья. Это лось, лосиха и лосёнок. Это лосиная семья. Это заяц, зайчиха и зайчонок. Это заячья семья.
4. Психогимнастика. Подвижная игра «Кто как передвигается?»
Чтобы животные нас не боялись, давайте поиграем с ними. Покажем, как мы умеем им подражать. (дети подражают животным, которых достали из мешочка)
- Молодцы, вы настоящие артисты.
5. Речевое упражнение «Кто? Где живет?»
Приближается зима. Животным в лесу становится холодно. Поможем животным вернуться в свои жилища? Как вы понимаете слово «жилище?» (ответы детей)
- Жилище – место обитания животных, вдали от человеческого жилья. Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы сейчас посмотрим.
Презентация.
Слайд №2
- Чье же это жилище? (медвежье)
- А как называется жилище медведя?
Дети: Берлога.
-Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает.
Слайд №3
- А это чей дом?
Дети: беличий дом.
- Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой.
Слайд №4
Еще белки сооружают себе гнездо сами из сухих веток, прутьев. Гнездо белки называется ГАЙНО.
Слайд №5
- Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.
Дети хором и индивидуально произносят предложение.
Слайд №6
-Чье это жилище?
- Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает. Как называется жилище волка?
Слайд №7
- А какое жилище у ежа?
Дети: Он спит в листьях.
- Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.
Слайд № 8
Бобры строят свои хатки на берегу реки. Хатки похожи на холмы. Строят они их уз веток и сучьев. Вход в хатку расположен под водой.
Слайд №9
Какое жилище у кабана? Лежка. В летнее время года кабаны спять прямо на земле, и ограничиваются тем, что разгребают с места ночлега камни и лесную подстилку. Зимой же лежка строится более основательно и представляет собой в готовом виде неглубокую яму, окруженную по краям мхом, травой и хвойными ветками.
- Подумайте и скажите, у каких животных нет постоянного жилья?
Слайд №10
- Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные.
Слайд №11
- Лоси живут в лесах. Могут отдыхать под любым деревом. Они не выходят на открытые места, где нет деревьев, потому что боятся охотников, в лесу же легко можно спрятаться.
- Молодцы! Какое трудное задание выполнили.
6. Штриховка. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите на силуэты животных на листочках, лежащих на столах. Я предлагаю вам заштриховать синим карандашом силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а простым карандашом тех, кто не спит зимой.
-Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.
Пальчиковая гимнастика "Сидит белка на тележке"
Сидит белка на тележке. (Сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Продает она орешки: (Делают кружок указательным и большим пальцами)
Заиньке ушастому, (Пальчиковое упражнение "Заяц")
Мишке толстопятому, (Стучат ребром ладони по столу)
Серому волчонку, (Пальчиковое упражнение "Волк")
Колючему ежонку. (Пальчиковое упражнение "Ёж")
6. Деление слов на слоги
-А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях этих животных. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах хлопками)
7. Автоматизация звука [ К ] .
Ребята, посмотрите, какая необычная ель растет в этом лесу. Вместо шишек на ней висят картинки. Кого мы можем угостить шишками? (Белка).Правильно. Под елью стоят три корзины, их оставила белка. Давайте поможем белке собрать шишки. Выберем шишки с картинками, названия которых начинаются на звук [ К ] (дети отбирают картинки со звуком К и определяют место звука в слове, кладут «шишки-картинки» в соответствующие корзинки(1,2,3).
8. Составление описательного рассказа о животных с использованием мнемотаблицы.
Наша прогулка подходит к концу. Лесные жители хотят узнать, что вы можете о них рассказать.
- Садитесь.
(Педагог напоминает детям, как надо составить рассказ с помощью схемы.)
- Сначала вы скажете, как называется животное, дикое оно или домашнее. Потом опишете, какого размера, цвета, какой у него мех, какие особенности в строении тела. Где он живет, как называется его жилище. Далее вспомните, как называют членов его семьи и чем питается. (Дети составляют рассказы – описания по схеме индивидуально и по цепочке.)
Примерный ответ: «Это медведь, дикое животное. Медведь большой, коричневый. Тело покрыто длинным мехом. У него есть большая голова, сильные лапы, маленький хвостик. Живёт он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу и спит всю зиму. Медвежья семья- это медведь, медведица и медвежонок. Он кушает всё : ягоды, рыбу, мясо. Медведь любит мёд, малину. Это всеядное животное».
3. Итог занятия
Посмотрите, что за корзиночка лежит под деревом. Это подарок вам от лесных жителей
(корзина с конфетами)
Вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Давайте произнесем волшебные слова:
Влево, вправо повернись.
Снова дома очутись.
Кого мы встретили в лесу?.
- Как вы думаете, животным хорошо жить в лесу?
Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.
- А как люди должны вести себя в лесу.
Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных, надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
- Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Маша, Женя много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Ксюши С. и Ксюши А., … и … интересно рассказывали о жилищах, … подробно составила рассказ по схеме. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.
Литература:
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. - СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,-2008.-448 с.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет : Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
3. Цуканова С. П. Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения / С. П. Цуканова, Л. Л. Бенц. – М. : Издательство ГНОМ, 2013. – 184 с.