Ирина Бурлич
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Веселые загадки» в форме игры «Брейн-ринг»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Бурлич И. А.
Канаш 2019г.
Цели: Учить самостоятельно составлять загадки, способствовать развитию познавательной активности, внимания,
мышления; доставить детям радость и удовольствие от игр
Задачи: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Веселые загадки“ в форме игры „Брейн-ринг“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь; учить составлять образные характеристики предметов путем загадывания загадок ; дать представление о жанровых особенностях загадок; учить осмысливать загадки; учить составлять предложения с противительным союзом “но”; воспитывать умение работать в команде.
Оборудование: «Сундучок загадок», разрезные картинки, таблица с изображением модели составления загадки, карточки с геометрическими фигурами и овощами, схемы-загадки, жетоны, эмблемы для команд, предметы для награждения.
Предварительная работа: составление описательных рассказов, д, и «Какой?», «Подбор эпитетов», «Подбор действий», чтение и разгадывание загадок.
Ход занятия
1. Организация.
Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие «Страну загадок», но для начала я предлагаю вам друг с другом поздороваться.
Вхождение в игру – «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Зашагали ножки осеннею дорожкой.
Весело гуляли и друга повстречали.
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Посмотри скорей вокруг.
Ты мне только улыбнись!
Обнимись! Гуляют врассыпную
Находят себе пару – друга
Пожимают руки друг другу
Разводят руки в стороны
Улыбаются друг другу
Обнимаются
Дети кружатся в парах, держась за руки
Цель игры : разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. (игра детей)
Сюрпризный момент.
-Ребята, посмотрите какую посылку я нашла у нас в группе. Какая она яркая и красивая. Послушайте, что в ней напечатано: «Сундучок загадок» для детей старшей группы от Королевы Загадочной страны»
-А что же такое загадка? (ответы детей)
Мотивация.
-А хотите сами научиться составлять загадки?
Ребята мы будем играть в интеллектуальную игру «Брейн - Ринг», отгадывать и составлять загадки, а наш «Сундучок загадок» нам в этом поможет. Играют две команды: «Почемучки», «Любознайки» (на ринг выходят все ребята и капитаны команд демонстрируют эмблему и произносят девиз).
Команда «Почемучки» Девиз: Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на «ты»!
Команда «Любознайки» Девиз: «Хотим все знать».
Мы готовы отвечать!
Прошу командам занять свои места. Наш сундучок будет нам давать задания, чтобы его открыть нам нужно сказать волшебные слова: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!» (Дети проговаривают слова)
Ход БРЕЙН- РИНГА.
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
I тур - «Разминка» (Вопросы задаются поочередно каждой команде за правильный ответ команде даётся жетон).
1 Группа 2 Группа
1 Назови три осенних месяца. (сентябрь, октябрь, ноябрь) В каком месяце кончается лето? (август)
2 Кто больше – маленький слон или большая мышка? (маленький слон) Кто больше – маленький бегемот или большой муравей? (маленький бегемот)
3 Назови маму ягненка. (овца) Назови маму жеребенка. (лошадь)
4 В какое время года бывает листопад? (осень) Сколько дней в неделе? (семь)
5 Что делают из муки? (хлеб) Что делают из молока? (сметану, кефир и др.)
6 Кто рисует картины? (художник) Кто лечит больных? (врач)
7 Скажи наоборот «день» (ночь) Скажи наоборот «друг» (враг)
8 Скажи наоборот «храбрый» (трусливый) Скажи наоборот «здоровый» (больной)
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
II тур – «Огородный» (детям нужно отгадать загадки и принести команде жетон)
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется. (огурец).
Полюбуйся: что за сказка!
В грядку спряталась указка.
Ярко-рыжая плутовка!
А зовут ее. (морковка).
Этот овощ кисло-сладкий,
Круглый, сочный, мягкий, гладкий.
Щеки докрасна натер,
И зовется. (помидор).
Огурцу сей овощ брат,
Так в народе говорят.
Вот улегся на бочок.
Полосатый. (кабачок)
Овощ сочный, горький, едкий.
Дети любят его редко.
Стрелки собраны в пучок,
И зовется он. (лучок).
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
III тур – «Схематический»
В: -Загадки бывают разные. Бывают коротенькие в одну строчку, бывают в виде стихов. В каждой загадке предмет не называется, и нужно самому угадать, о чем речь. Что бы легко догадаться, в загадке говориться на что похож предмет, или его называют таким метким словом, что сразу понимаешь, что это такое.
-А ещё в загадках сравнивают предмет с другими. Например, Овальная, но не яйцо. Коричневая, но не картошка. Шершавая, но не кора. На сосне растет, но не иголка.
-Что это? Правильно. Как догадались?
-Давайте, опираясь на эту загадку рассмотрим схему по которой будем составлять загадки. Про что вначале загадки говорилось? (Овал — это что? Форма). Во втором предложении (Цвет) в третьем говорилось про то, какая она на? (ощупь) а последнее предложение в загадке, о чем? (О действии)
В нашем сундучке имеются схемы загадок, которые вы должны отгадать. (Схемы и картинки –ответы разрезаются)
Физминутка.
С детьми проводится игра «Дождик»
Цель игры : учить детей работать в команде.
Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит:
«Дети, на улице пошел мелкий дождик», - и начинает постукивать одним пальцем правой руки по левой ладони. Дети повторяют.
«Дождик стал сильнее», - дети стучат двумя пальцами, потом – тремя, четырьмя.
«Пошел сильный дождь», - дети хлопают ладошками.
«Загремел гром!» - дети стучат ногами.
«Гроза прошла, но дождь еще очень сильный», - дети хлопают в ладоши.
«Дождь постепенно стихает», - дети постукивают пальчиком по ладошкам.
«На улице – светло и сухо, можно идти гулять»
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
IV тур – «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
В: В «Черном ящике» находится предмет о котором говорится в загадке :
Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.
(Яблоко)
Дети собирают разрезные картинки и разгадывают загадку.
«Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!»
V тур – «Геометрический»
В: Перед вами волшебные карточки — символы, используя их, найдите свой овощ.
Воспитатель показывает карточку с геометрической фигурой.
Дети находят на столе соответствующий овощ.
В: Почему Катя взяла помидор?
Катя: Потому, что на карточке красный круг, и помидор красный и круглый.
(Другие ответы детей)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Вместе с детьми считаем количество баллов (жетонов). Команды награждаются отличительными знаками («пятерки» - золотые и серебряные)
Ребята, вам понравилась игра? Получать пятерки? Скажите, что вам было легче всего? А что трудно было для вас?
- Молодцы. Вы все старались и победили!