Зоя Шипицына
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ОНР (II) «Здравствуй, весна!»
▼ Скачать
Подготовила: З. Н. Шипицына
Цель: обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать грамматический строй речи :
согласование существительных с прилагательными, с глаголами;
-упражнять в подборе прилагательных и существительных уменьшительно-ласкательной формы; - развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память.
- расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх; - уточнить и активизировать словарный запас.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ОНР (II) „Здравствуй, весна!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать мышление путём формирования умений обобщать, классифицировать, выделять лишнее; закреплять представления о весне и её приметах; развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движениями; развивать речевое дыхание.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
• Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей);
• Опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно-следственной связи: где быстрее тает;
• Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
• Отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
• Разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;
• Художественное творчество: рисование на тему весна, раскраски.
Оборудование: кепка, микрофон, фотоаппарат для корреспондента; конверты с заданием; набор дидактических кубиков для игры «Колдунчики»
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Да, много! И они все улыбаются…Я забыла спросить – а какое у вас сегодня настроение? (ответ детей)
Так давайте же поделимся хорошим настроением со всеми.
Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.
- Посмотрите вокруг – как стало радостно от наших улыбок!
-Ребята, я же совсем забыла! Сегодня к нам в детский сад приехал корреспондент нашей газеты «Кореновские вести». Вы знаете, кто такой корреспондент? Правильно! Корреспонденты – это люди, работающие на телевидении, радио, в газетах. Они пишут статьи, готовят репортажи, берут интервью.
- А кто знает, что такое интервью? (Ответы детей)
Интервью – это когда задают вопрос и на него получают ответ. Да, правильно! Этот человек готовит статьи, берёт интервью, а потом обо всем рассказываем в своей газете. Так вот, он будет ходить по группам, и брать у детей интервью. Так как мы группа старшая, то к нам он придёт обязательно (воспитатель незаметно стучит и надевает кепку).
Корреспондент: Здравствуйте, дети! Я пришёл к вам в гости, чтобы познакомиться с вами, задать вопросы и написать о вас в нашей местной газете, вы готовы? (ответы детей). И так, начнём! Мы знаем, что в вашем детском саду прошёл праздник мам и что вы давно уже проводили зиму и встретили весну. Это так? Вот по этой теме я и хочу с вами поговорить. Вы будете внимательно слушать, и отвечать на мои вопросы, а я ваши ответы буду записывать на диктофон. Я хотел бы узнать, по каким признакам вы догадались, что наступила весна? ( Ответы детей: греет солнышко, тает снег, бегут ручьи, и. т. д.)
Корреспондент: Всё верно! Какие вы молодцы! Слушайте дальше. Сейчас я буду задавать вопросы отдельным детям, остальные будут молчать.
( Индивидуальная работа: Сколько весенних месяцев; как они называются; в какой последовательности они наступают).
Корреспондент: Ребята, мне так понравились ваши ответы, что я решил вам предложить вступить в студию «Юнкор» и пройти там подготовку, чтобы самим потом брать интервью у интересных для вас людей. Вы согласны? (ответы детей).
Корреспондент: Только, чтобы попасть в эту студию, вы должны пройти небольшое испытание. Все готовы?
И, так, начнём. Устрою я вам мозговой штурм. Я задаю вопросы, вы быстро отвечаете, можно всем вместе.
Вопросы: 1. Как называются цветы, которые первыми появляются после снега? (подснежники)
- Что обозначает праздник – Масленица (проводы зимы)
- -Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)
-Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
- Какое любимое лакомство синиц? (сало)
- Что появляется на деревьях весной?
- Когда наступает весна? (После зимы.)
Корреспондент: Молодцы! Ребята, чтобы быть корреспондентом, нужно много учиться и обладать многими умениями. Корреспонденты очень внимательные, так вот я хочу проверить и вас на внимательность:
Игра: «Град – клад»- развивать фонематические представления, внимание.
«Как услышишь слово «ГРАД» прячься за окошки, как услышишь слово «КЛАД», подставляй ладошки –
ГРАД, КЛАД, ВИНОГРАД, КЛАД, ОКЛАД, ГРАД, СКЛАД, КЛАД, ГРАДУСНИК, ГРАД, КЛАД, ДОКЛАД. наГРАДа, доКЛАД, преГРАДа, КЛАДовка.
Корреспондент: Молодцы! Корреспондент должен быть наблюдательным. Он описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.
Предлагаю игру «Глаз Орла»
Ведущий предлагает желающим отвернуться и ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Лизы?», "Какого цвета волосы у Вовы?", «Сколько дверей в группе?» и т. д.
Корреспондент: Корреспондент должен не только знать много слов, но и правильно и красиво разговаривать. Чтобы правильно и красиво говорить должен быть подвижный язычок. Сейчас мы сделаем зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь - лягушка!
Как веселые лягушки, тянем губки прямо к ушкам. Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Корреспондент: А ещё нам поможет работа с чистоговорками:
НА – НА – НА - наступила вновь весна
НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне
Корреспондент: Ребята, у меня для записей есть вот такой блокнотик и я записываю в него всё, что услышу интересное. Вот вчера я был в другом детском саду и там со мной дети играли в интересные игры. Я их записал в свой блокнот. Сейчас мы с вами поиграем, готовы?
Игра «Назови ласково» - закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Корреспондент называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова: Ручей – ручеёк; синица — синичка;
лужа — лужица;
солнце — солнышко;
ветка — веточка;
трава — травка;
снег – снежок;
гнездо – гнёздышко,
Игра «Закончи предложение»
1. Из-за туч вышло золотое.
2. Подул теплый весенний.
3. Загремел гром и пошел первый, весенний.
4. На деревьях появились клейкие, зеленые.
5. Пригрело ласковое …
6. И зазвенела весенняя …
Корреспондент: Ребята, а ещё, корреспонденты должны уметь подбирать рифму. Вы знаете, что такое рифма? Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.
ИГРА «Поэты»
Я начинаю – вы заканчиваете:
Если это рыбка - у нее улыбка,
Если это рыбочка - у нее. (улыбочка,
Если это рыба - у нее. (улыба,
Если это рыбина - у нее. (улыбина,
Если это рыбища - у нее. (улыбища).
Если это рыбонька - у нее. (улыбонька).
Корреспондент: А ещё журналист много пишет и чтобы его руки не уставали, пальчики должны быть очень выносливыми и крепкими. Их тоже нужно тренировать. Приготовили свои руки и выполняем зарядку.
Пальчиковая гимнастика: «Весна»
Говорит Весна : Сестра, уходить тебе пора!
А Зима Весне в ответ : Нет! Нет! Нет!
Говорит Весна тогда : С крыши капает вода?»
Да! Да! Да! Да!
Тают горки во дворах? Ах! Ах! Ах! Ах!
А на речке треснул лёд? - «Ой, ой, ой!»
Игра: Подбери действие» - закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.
Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Взрослый: Солнце - что делает? Светит, греет.
Ручьи - что делают? Бегут, журчат.
Снег - что делает? Темнеет, тает.
Птицы - что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель - что делает? Звенит.
Медведь - что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
Корреспондент: Ребята, у журналиста ещё должен быть очень хороший слух, чтобы не сделать ошибок при написании текстов. Проверим ваш слух.
Игра: «Какое слово правильное»?
Игра совершенствует индивидуальный словарь и речевой строй, развивает восприятие информации на слух.
Вопрос – ответ: например:
Раскрылись почки или кочки?
Растаяла льдина или рябина?
Запела синица или лисица?
Проснулись от спячки жуки или быки?
На реке потрескался лед или пароход?
Игра: «Один и много» - Закреплять образование существительных во множественном числе.
– Встаньте ребята в круг. Я называю один предмет, тот кто поймал мяч- называет много таких предметов.
Сосулька- сосульки, лужа- лужи, ручей- ручьи, проталина- проталины, дождь-дожди, лист- листья, дерево- деревья, гнездо- гнёзда, скворец- скворцы, грач- грачи, насекомое- насекомые, река- реки.
– Вот какие умные вы, опять выполнили задание.
Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»- Давайте встанем в круг, я буду передавать мячик и задавать вопрос, а вы брать мячик и отвечать:
-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная, красивая, зелёная, звонкая, шумная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное, чудесное)
-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)-
одежда весной какая? - погода весной какая?- травка весной какая?- цветы весной какие?
- настроение весной какое?
Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.
Игра «Колдунчики».
Корреспондент : А вот такую интересную игру я вам принёс в своём волшебном портфеле. Вам надо быть очень внимательными и найти тот предмет, который прозвучит в волшебных словах. Выбирайте себе кубики и слушайте меня внимательно.
Дети берут себе кубики с картинками. Садятся на ковёр. Вертят кубики в руках, внимательно глядя на картинки.
Корреспондент приговаривает:
Ветром я подую,
Кубик заколдую!
Кубик-кубик завертись.
Кубик-кубик превратись.
В овощ огородный (в игрушку, в электрический прибор, в транспорт, в жителя лесного, в домашнее животное).
Дети показывают кубик подходящей картинкой вверх.
Корреспондент: А сейчас предлагаю немножко отдохнуть. Выходите все ко мне, выполним физ. минутку.
Клён
За окном сосулька тает,
(Дети стоят лицом в круг. 4 прыжка на носочках, руки на поясе)
Ветер тучи рвёт в клочки.
(Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо, влево-вправо)
Разжимает, разжимает
Клён тугие кулачки.
(Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)
Прислонился он к окошку.
(4 прыжка)
И, едва растает снег,
(Наклоны)
Мне зелёную ладошку
Клён протянет раньше всех.
(Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки – рукопожатие)
Игра “Наоборот”
- Нам с тобой пришёл черёд
- Сыграть в игру: «Наоборот»
Осенью птицы улетают на юг, а весной… (прилетают с юга
Осенью солнце греет меньше, а весной… (больше).
Осенью листики с деревьев опадают, а весной… (вырастают).
Осенью листики на деревьях желтые, а весной… (зеленые).
Зима ушла, а весна… (пришла).
Зима холодная, а весна (теплая).
Зимой природа засыпает, а весной… (просыпается).
Зимой день короче, а весной… (длиннее).
Корреспондент: Ребята, вы такие молодцы, я так вами доволен! Я вручаю вам путёвки в студию «Юнкор», но помните – это только начало. Вам предстоит ещё много потрудиться, чтобы стать участникам этой студии. Прощайте, друзья! До новых встреч!.
(корреспондент уходит. Появляется воспитатель).
Воспитатель: Ребята, спасибо вам, вы так меня порадовали. Я столько нового узнала сегодня про весну. Вы были молодцами. Напомните мне, чем вы сегодня занимались?. Какое испытание вам понравилось больше всего? Кто сегодня хорошо занимался? Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Что ещё не получается?
Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!