Елена Письменская
Конспект НОД по развитию речи и обучению рассказыванию «Нанайская сказка «Айога» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Воспитатель: Письменская Елена Викторовна
Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».
Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» .
Задачи:
Обучающие :
Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.
Развивающие :
Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним, расширять и активизировать словарный запас. Развивать внимание, восприятие, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Поощрять желания помочь, сопереживать. Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитыватьзаботлевое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.
Здоровьесберегающие:
Следить за осанкой детей, обеспечить достаточное освещение в группе.
Методы и приемы:
-Дидактическая игра,
-наглядные: рассматривание иллюстраций.
- словестные: чтение сказки, беседа, объяснение, вопросы, использование художественного слова
- эвристический: развитие находчивости и активности.
- мотивирующий: загадывание загадок.
Работа по закреплению пройденного материала:
чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом иллюстраций; беседа о хороших поступках; чтение поговорок о доброте.
Рекомендации для родителей:
повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».
Индивидуальная работа:
закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.
Материал и оборудование:
Мультимедийная презентация по теме «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога», иллюстрации к сказке, картинки к загадкам. Поляна цветов.
Ход:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Я прошу вас мне сказать
Готовы вы сейчас играть?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Начинаем наше занятие. ВЫ любите сказки? Назовите свои самые любимые. А вот хорошо ли вы их знаете, я предлагаю проверить.
Я предлагаю поиграть в игру «Угадай героя сказки». Ну что начинаем?
Угадайте кто?
1. Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? (Буратино)
(ответы детей). Правильно.
2. Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Это доктор (Айболит)
3. Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
4. Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше.
5 .Там три стула и три ложки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
В сказках очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, характеризующее героя сказки. Например, лисичка-сестричка…
Продолжите дальше:
Курочка -(ряба)
Конёк - (горбунок)
Ковёр - (самолёт)
Змей - (Горыныч)
Царевна - (лягушка)
Петушок - (Золотой гребешок)
Зайчик - (побегайчик)
Баба - (Яга)
Гуси - (лебеди)
Мышка - (норушка)
Иван - (царевич)
Василиса - (Премудрая)
Кощей - (Бессмертный)
Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете.
Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога».
Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.
Но прежде чем мы приступим к просмотру сказки, мы с вами сделаем массаж лица.
Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!
Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?
Дети: мы!
Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?
Дети: хорошо.
Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель:
Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку.
Далеко на севере, где живут северные олени и белые медведи люди придумали эту сказку. А записал и рассказал нам её писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Это сказка «Айога».
Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы.
Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.
Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?
Дети: Айога.
Воспитатель: Какая Айога была в сказке?
Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.
Воспитатель: А какая была мама Айоги?
Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.
Воспитатель: А какая была соседская девочка?
Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?
Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.
Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги что отдала лепёшку?
Дети: Да, мама поступила по справедливости.
Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
Дети: Айога.
Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?
Дети: соседской девочке.
Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружится?
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?
Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной
Воспитатель: Давайте покажем, какой должен быть человек
Физминутка
«Прочь усталость, лень и скука»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются
сопровождающие движения.
Мы к плечам прижали руки
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука.
Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз – два – три – четыре – пять. (Приседания)
Напоследок пошагаем,
Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте)
Вот какие мы с вами трудолюбивые.
Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»?
Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.
(Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.).
Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?
Воспитатель: Молодцы! Чтобы быть красивой мало одного красивого лица.
Айога – девочка безразличная ко всему, кроме себя, и она уже не кажется людям красивой.
Воспитатель: ребята, а среди нас есть дети, похожие на Айогу, которые не помогают взрослым (ответы детей)
Ребята, я думаю, вы совсем не похожи на ленивых, потому что вы всегда помогаете.
А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:
Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять
Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать
В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем
Левой ручке отдаем
В ручку левую возьмем и опять ее пожмем
И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.
Воспитатель: Ребята я приготовила сердечки. Предлагаю подарить сердечки тому герою сказки, который вам понравился. (дети кладут сердечки рядом с героями сказки)
Рефлексия.
С какой сказкой познакомились? Чему учит нас эта сказка? А как вы помогаете родителям?
Ребята, я хочу, чтобы вы эту сказку запомнили. Никогда не будьте, как Айога, ленивые. Всегда помогайте маме.
Игра «Поляна добрых дел»
- предложить каждому ребёнку подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и прикрепить на полянку.