Джемакулова Альмира Аскербиевна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная,, снегопад, снежок.
Материал и оборудование: клубок из ниток, снежки из ватных дисков; снежинки, аудиозапись вьюга.
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картинок, фотографий и другого иллюстрированного материала с зимними пейзажами; наблюдение за погодой на прогулках
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
(аудио запись- звук вьюги).
Какая сильная вьюга поднялась. Давайте возьмемся за руки. Покружимся вместе с вьюгой.
Завертелась вьюга, словно карусель.
Медленно сначала, а потом быстрей.
Ничего не видно, всё белым – бело,
Наконец – то стихло, землю замело.
(звук вьюги затихает)
Ребята, отгадайте, кого я встретила сегодня утром.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима).
Дети садятся на стульчик.
- Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).
Воспитатель: В какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.
Воспитатель: Правильно! Если в эти игры играют зимой, значит они какие?
Дети: Зимние.
Воспитатель: Ребята, хотите попробовать построить горку из слов? Вы будете придумывать, называть слова, и я ставить комочек – слово, и строить горку из ваты. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится. (воспитатель прикрепляет снежки из ваты на доску).
Воспитатель: Начинаем:
• Снежная
• Суровая
• Морозная
• Веселая
• Красивая
• Нарядная
• Холодная
• Вьюжная и т. д.
Снег какой?
• Пушистый
• Белый
• Легкий
• Мягкий
• Холодный
• Колючий
• Рассыпчатый
• Мокрый
Настроение какое?
• Веселое
• Радостное
• Праздничное
• Новогоднее
• Грустное
•
Воспитатель: - Какие вы молодцы, высокая горка у нас получилась.
Физкультминутка «Снег – снежок»
Снег - снежок, снег – снежок
По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег - снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег - снежок, снег – снежок замело дорожки. (Плавно качают руками вправо - влево).
Снег - снежок, снег – снежок тает на ладошке. (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем. («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Рассматривание картины «Зимние забавы».
Беседа по картине:
Воспитатель: Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?
Дети: Мы видим детей.
Воспитатель: Куда вышли дети?
Дети: Дети вышли на прогулку.
Воспитатель: Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети: На картине зима, потому что снег лежит на земле.
Воспитатель: На переднем плане мы видим кого?
Дети: Мы видим детей.
Воспитатель: На заднем плане, где-то вдалеке что мы видим?
Дети: Мы видим дома, деревья.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Дети: Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
Педагог: Хотите поиграть? Игра называется «Договори словечко». «Снегопад»
• Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег).
• С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
• На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок).
• Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной).
• Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад).
• Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки).
• Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком).
• Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик).
• Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. А давайте подуем на снежинки. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети дуют на снежинки, добиваясь движения снежинок).
Что же делают снежинки?
К слову снежинки подобрать действие, например: человек – идет, танцует, пишет …
- снежинки - падают, вьются, кружатся, блестят, тают …
(Дети отвечают полными ответами, если они затрудняются, педагог помогает вопросами)
Снежинка на крыши домов (ложится)
Снежинка на землю (падает)
Снежинка в воздухе (кружится, вьются)
Снежинка на ладошке (тает)
Снежинка на солнце (блестит, искрится, сверкает)
Столько много снежинок стало. Не замерзли, ребята?
А давайте согреемся. Разматывая клубок, передаем его друг другу,при этом каждый называет какое-то «доброе слово».
Игра «Паутинка добрых слов»
Воспитатель: Ребята вы сказали столько добрых слов что на душе стало тепло и хорошо, а вам?
Не зря.
«ОТ ТЕПЛОГО СЛОВА «СПАСИБО» -
РАСТАЕТ ДАЖЕ ЛЕДЯНАЯ ГЛЫБА»
Вот и закончились задания Зимушки-зимы. Много вы знаете о зиме. Зимушка в окошко видела, как вы отвечали, занимались, как вы любите ее.
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось