Розинская Олеся
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка — Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Зимушка-зима»
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; активизировать словарь на тему «Зима»; уточнять и закреплять правильное произношение звуков Д-Дь в словах, фразах, связном тексте; развивать фонематическое восприятие через самостоятельный отбор детьми предметов, в названии которых есть звуки Д-Дь; учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; развивать восприятие и внимание детей.
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Оборудование: дятел, дудочка, колокольчик, наборы картинок, панно «Лес»
Ход занятия:
В: Дети, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое?
Ответы детей
В: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнемся и передадим своё радостное настроение друг другу:
Собрались ребята в круг Ты мой друг, и я твой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!
В: Теперь точно у всех отличное настроение! Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Д: Да
В: Отлично, я вам загадаю загадку, и отгадав её, вы узнаете о чём мы с вами сегодня поговорим. Слушайте внимательно:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила. О каком времени года эта загадка?
Д: О зиме
В: Правильно. Пришла к нам зима, а какая она?
Ответы детей (снежная, холодная, морозная, ветренная, пушистая)
В: А как можно ласково назвать зиму и другие зимние слова?
Д/и «Назови ласково»
Зима – зимушка
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Холод – холодок
Горка – горочка
Лёд – ледок
Снежинка – снежиночка
Снеговик – снеговичок
Санки – саночки
В (показывая в окно на крыши домов) :
Ай, да зимушка, зима как украсила дома! Побелила все вокруг, на всех крышах белый пух. Будут горки во дворе, на забаву детворе!
В: Отвечайте поскорей, любят зиму ребятишки?
Д: Да!
В: И девчонки?
Д: Да!
В: И мальчишки?
Д: Да!
В: Зимой бывает очень холодно и морозно, но всем детям зима очень нравится. А за что же мы так любим зиму? Давайте расскажем, что можно делать зимой, как можно весело проводить время (обратить внимание на доску с картинками, изображающими зимние забавы). Что дети делают зимой?
Ответы детей (зимой дети катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика, играют в снежки, катаются с горки, чистят дорожки лопаткой)
В: Всё это зимние забавы, вы всё правильно рассказали, а теперь предлагаю вам ещё и показать руками, чем мы занимаемся зимой.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять, «Идут» по ногам указательным и средним
Мы во двор пришли гулять. пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек»
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по
ладони левой
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на ноги то одной, то другой
стороной.
Все в снегу домой пришли. «Идут» по ногам указательным и средним
пальчиками.
Суп поели, Движения воображаемой ложкой
И спать легли. Руки под щеку
В: Детям зимой весело. А интересно, как живётся зверям и птицам зимой? Предлагаю отправиться в наш лес и посмотреть. На улице мороз, воздух холодный, поэтому давайте вспомним, как дышать на морозе, чтобы не заболеть?
На морозе нельзя дышать ртом, поэтому при дыхании не будем открывать рот. Не пустим холодный воздух в ротик.
Дыхательное упражнение «На морозе» (дышать необходимо равномерно, в такт ходьбе и обязательно вдох и выдох необходимо делать только носом).
Дети проходят к панно «Лес».
В: Всё вокруг белым бело, всё здесь снегом замело… Кого же можно встретить зимой в лесу, ребята?
Ответы детей (белку, зайца, лису, волка, птиц)
В: А медведя можно встретить зимой в лесу? Что делает медведь зимой? А где он спит? А кто ещё спит зимой? А где спит ёжик?
Ответы детей (нет, спит, в берлоге, ёжик, в норе)
В: Ребята, посмотрите, а птиц в лесу немного, как думаете почему?
Ответы детей (улетели в теплые края, всё в снегу, холодно, мало пищи в лесу и др.)
В: Правильно, перелетные птицы улетели в теплые края, а многие птицы, которые не боятся холода и мороза прилетают из леса поближе к домам людей. Люди помогают птицам зимой, подкармливают их, развешивают кормушки. Мы с вами тоже помогаем птицам. Расскажите как?
Ответы детей
В: Да, холодно в лесу зимой. Отправимся и мы из зимнего леса в нашу тёплую группу, а чтобы не замёрзнуть, повторяйте за мной :
Физминутка «Зима»
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
(Ходьба, с постукиванием руками по плечам)
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
(Дети потирают одну ладонь о другую)
Не замерзнут ручки-крошки –
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
(Хлопают в ладоши)
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем!
(Топают ногами в такт словам)
Нам мороз теперь не страшен,
Все мы весело попляшем
(Произвольные танцевальные движения)
В: Ну вот мы и в группе, присаживайтесь на стульчики. А сейчас предлагаю всем повеселиться и сыграть в игру. Внимательно слушайте предложения и исправляйте их.
Игра «Небылицы»
Летом катаются на санках.
Коньки скользят по воде.
На новогодний праздник к нам приходил Дед Жара.
У снегирей яркая желтая грудка.
Птицы зимой часто сытые.
Девочка спит в берлоге.
Мама зимой по лесу бегает.
Детки прилетели к нам зимой к кормушке.
Дедушка катается с горки на санках. И т. п.
Слышится стук. Появляется дятел.
В: Ребята, кто это?
Д: Дятел
В: Ребята, дятел узнал о том, что дети из детского сада помогают зимой птицам и решил тоже прилететь на наши кормушки.
Дятел хочет рассказать нам о том, что он увидел по пути в детский сад. Слушайте внимательно и помогайте дятлу в его рассказе.
Сегодня дятел вылетел из своего родного леса и полетел в детский сад. Путь его
был неблизким. Сначала дятел увидел быстро мчавшийся поезд. Он стучал
колёсами по рельсам, вот так: д-д-д (упражнение «Дятел» артикуляционная
гимнастика). Потом он увидел лошадь. Она быстро бежала по дороге, цокая
копытами (упражнение «Лошадка» - артикуляционная гимнастика).
Дятел не умел цокать, как лошадка, не мог петь песенку поезда. Зато он умел лечить больные деревья, доставая из-под коры жучков и гусениц. Сядет дятел на дерево и стучит: д-д-д-д-д-д.
Дети повторяют: д-д-д-д-д-д
В: По пути в детский сад, дятел залетел к своим друзьям Диме и Даше. Дети сидели на диване. Дима играл на дудочке: ду-ду-ду. У Даши в руке был колокольчик, который звенел: динь-динь, динь-динь. Даша и Дима играли дуэтом.
В: Дети, как Дима играл на дудочке?
Д: Ду-ду-ду
В: Как звенел Дашин колокольчик?
Д: Динь-динь, динь-динь
В: Наш дятел стал стучаться в окно к детям: д-д-д-д, постучитесь и вы, как дятел к Диме и Даше.
Д: Д-д-д-д
В: Как хорошо играли Дима и Даша на дудочке и колокольчике! Давайте и мы с вами сыграем.
Только у нас с вами будет не дуэт, а оркестр (детей было двое, а нас много). В каждом оркестре есть дирижер. Знаете кто это? Это человек, который управляет игрой музыкантов. Музыканты внимательно наблюдают за дирижером и выполняют то, что он им показывает. В нашем оркестре дирижером буду я, а вы музыкантами: мальчики будут играть на дудочках, а девочки - на колокольчиках.
Игра «Оркестр»
Когда я буду показывать дудочку – играют мальчики (ду-ду-ду, если я покажу колокольчик – играют девочки (динь – динь)
(В игре используются знакомые детям мелодии, например «Маленькой ёлочке холодно зимой»). Игра повторяется несколько раз.
В: Мы спели с вами новую песенку, это звуки д и дь.
А теперь, давайте проговорим чистоговорки с этими звуками:
Да - да - да - у меня вода.
Да - да - да - буду строить города.
Да – да - да - горяча вода.
Ды - ды - ды - нет воды.
Ды - ды - ды - на снегу следы.
Ду - ду - ду - за водой пойду.
Ду - ду - ду - я рыбачу на пруду.
Ду - ду - ду - я по ягоды иду.
Ду - ду - ду - по сугробам я иду.
Ду - ду - ду - в зоопарк иду.
До - до - до - там на дереве гнездо.
Де -де - де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
В: Ребята, а наш дятел тоже приготовил для вас задание. Он принес вам много картинок (девочки, деревья, газеты, дома, трубы, доски, грузовики, дети, бусы, удочки, лебеди, утята, иголки, а вам надо выбрать те, в названии которых есть звуки Д или Дь
Ответы детей. (Дети выбирают картинки со звуками Д и Дь и называют их). Остальные картинки убираются.
В: Молодцы, справились с заданием! Ребята, дятел придумал игру с картинками, и предлагает сыграть с ним. Дятел будет прятать одну картинку, а вы – говорите, чего не стало.
Игра «Чего не стало?»
Воспитатель называет изображенные предметы, чётко произнося (выделяя) звуки Д и Дь. Дети повторяют, затем закрывают глаза. Дятел прячет одну картинку. Дети открывают глаза и говорят чего не стало.
Ответы детей (Нет девочек (не стало девочек, деревьев, досок и т. д.)
В: Ребята, дятлу очень понравилось в нашей группе, но ему пора в свой лес. Поэтому пора прощаться.
Д: До свидания, дятел!
Дятел улетает в лес.
В: Ребята, мне очень понравилось наше занятие! Нам было весело и интересно. Вы все сегодня были большие молодцы! А на память о нашем занятии, я дарю вам раскраски «Птицы» и «Зимние забавы»