Марина Юровская
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи : звук Ч»
Образовательная область «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель; Обучение детей правильному произношению звука ч.
Задачи:
1. Объяснить и показать детям артикуляцию звука ч;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звук [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Упражнять детей в правильном и четком произношении звука ч изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи;
3. Развивать межполушарное взаимодействие;
4. Учить произносить звук ч медленно, быстро, тихо – громко;
5. Учить определять слова со звуком ч,
6. Развивать фонематический слух, внимание, память;
7. Воспитывать партнерские отношения во время игр;
8. Учить составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса;
9. Активизировать и расширять словарный запас детей.
Словарная работа: синичка, чемпион.
Методы и приемы: словесные (художественное слово, объяснение, указание)
игровые (сюрпризный момент, д/и «Ромашка», пальчиковая гимнастика «Птичка», кинезиологическое упражнение «Цепочка», д/и «Назови ласково»
Оборудование: картинка с изображением паровоза, предметные картинки, тенисные мячики, игрушка Чебурашка, коробка «ящик», пазл «буква ч», фланелеграф 2шт., картинка с изображением синички, чемпиона, мяч, канат, гимнастические палки, диски, ворота.
Предварительная работа: артикуляционные гимнастики, проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Ход НОД
В: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера! (Н. Красильников)
В: - Ребята, а кто знает, что нам помогает красиво и правильно говорить?
Д: - Язычок.
В: - Чтобы язычок красиво и правильно говорил, что надо делать?
Д: - Гимнастику для язычка.
В: - Давайте и мы разбудим наш язычок и сделаем с ним гимнастику.
Вместе с детьми выполняем артикуляционную гимнастику: «Трубочка», «Горка», «Грибок», «Конфетка».
В: - Какие песенки умеет петь наш язычок?
Д: - Песенки водички, комара, змеи, жука, самолета…
В: - Сегодня язычок решил выучить новую песенку. Пошел он гулять и пришел к железной дороге. Он увидел, что к перрону подъезжает большой паровоз (на фланелеграф вывешиваем картинку паровоз). Он громко пел «Ч-ч-ч». Язычку понравилась песенка паровоза, и он решил ее выучить. Давайте и мы вместе с язычком выучим эту песенку. Положите широкий язычок лопаткой, а теперь поднимаем края язычка вверх и делаем чашечку. Занесли чашечку вверх за верхние зубы и постучите им в потолок: «Ть-ть-ть». Пустите на ладонь теплый ветерок (сделайте заборчик перед ртом) и спойте: «Ч-ч-ч». (Упражнение повторить несколько раз, сначала мальчики, потом девочки, все вместе).
В: - Пропойте песенку медленно, потом быстро (при выполнении задания используем кинезиологическое упражнение «Цепочка» поочередно соединяем большой палец с указательным, со средним и т. д. и через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков другой руки).
В: - Какую песенку мы спели? Чья это песенка?
Ответы детей.
В: - Ребята, посмотрите, паровоз привез нам какой-то ящик, что же там может быть? Давайте посмотрим (дети открывают ящик и находят Чебурашку).
Воспитатель от лица игрушки здоровается с детьми и просит детей о помощи в поиске звука ч, который пропал из города Звукоград.
В: - Чебурашка, а мы с ребятами как раз выучили песенку на этот звук, ребята, поможем Чебурашке отыскать звук ч.
Ответы детей.
В: - Наш путь будет трудным, но мы справимся. За каждое выполненное задание вы получите фрагмент картинки, и если все задания выполним, то узнаем, что у нас получится.
В: - Ребята на нашем пути болото, чтобы его пройти надо аккуратно наступать на кочки (дети по дискам проходят к заданию).
В: - Первое задание – чистоговорки. Послушайте внимательно и повторите за мной
-Чи-чи-чи - у солнца теплые лучи (тихо)
-Чу-чу-чу - молоточком я стучу (громко)
-Яч-яч-яч - малыши играют в мяч (тихо)
-Чок-чок-чок - вот веселый хомячок (громко)
-Оч-оч-оч - наступила ночь (тихо)
Молодцы, правильно проговорили чистоговорки (получаем фрагмент картинки). Идем дальше.
Нам надо пройти по извилистой тропинке (дети идут по канату приставным шагом).
В: - Задание: «Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком ч, хлопните в ладоши. Будьте внимательны.
Часы… чешки… волшебник… чародей… чихать… пыхтеть… чумазый…. Чижик… ворона…
Молодцы, справились и с этим заданием (получаем фрагмент картинки). В путь!
На нашем пути узкое ущелье, надо встать на четвереньки и пройти его.
Дети проходят к следующему заданию
В: - (В конверте лежит картинка с изображением птички) Кто знает, что это за птичка?
Д: - Синичка
В: - А в слове синичка, мы слышим звук ч?
Ответ детей.
В: - Давайте с вами сделаем гимнастику для пальчиков.
Птичка веток набрала, (растопыриваем пальцы рук и качаем ими)
Крепко гнездышко свила, (пальцы в замок, ладони в форме гнезда)
И снесла яичко
Умничка-синичка, (кладем теннисный мячик в ладонь детям)
Ты яичко покатай, (катаем мяч между ладоней)
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно -
Так у птиц заведено.
В: - В каких словах вы услышали звук ч.
Д: - Птичка, яичко, умничка, синичка, очень.
В: - Задание выполнено (фрагмент картинки).
В: - Отправляемся дальше. На пути ямы, их надо перепрыгнуть (дети перепрыгивают через гимнастические палки).
В: - Мы попали на полянку где растут волшебные ромашки. Вам надо подобрать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук ч. (дети находят лепестки с картинками, в названии которых слышится звук ч и собирают ромашку).
В: - Какие картинки вы нашли? Какие картинки лишние и почему?
Ответы детей.
В: - Отлично справились с заданием (фрагмент картинки, осталось последнее, чтобы до него дойти надо пройти змейкой, стройтесь за мной и вперед!
Дети за воспитателем проходят змейкой до конверта.
В: - Игра «Назови ласково».
Я буду называть слово и кидать мяч, а вы назовите это слово ласково и возвращаете мяч мне.
Заяц – зайчик, мама – мамочка, кружка – кружечка, лиса – лисичка, утка – уточка, ветка – веточка, сын – сыночек, Оля – Олечка, Таня – Танечка.
В: -Вы справились со всеми заданиями. Вот вам последний фрагмент картинки, давайте соберем все части и посмотрим, что же получилось?
Дети собирают картинку
Д: - Чемпион!
В: - Какой звук слышите в начале этого слова?
Ответы детей
В: - Мы помогли найти для Чебурашки слова со звуком ч.
Чебурашка благодарит детей за помощь и дарит подарок детям «пазл-букву ч» на память о сегодняшнем дне.
В: - Ребята, какую песенку мы сегодня выучили?
- С каким звуком мы познакомились?
- Что вам больше всего понравилось?
- В чем испытывали затруднение?