Стрельникова Ирина Владимировна
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в подводное царство!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии. Закрепить знания детей о море и морских обитателях.
Задачи занятия:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, вызвать желание у детей активно изучать подводный мир.
Активизация и актуализация словаря по теме.
Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие :
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Активизировать умственные способности детей, словарный запас: Батискаф, морские обитатели, кит, акула, морская черепаха, морская звезда, осьминог, коралл, водоросли и т. д.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию природы, желание сохранить ее красоту.
Воспитывать интерес к занятиям.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение игры, пальчиковой гимнастики.
Развивающая среда :
Мольберт, картинки с изображением морских животных, аудиозапись с шумом моря, проведение подвижной игры «Море волнуется-раз»
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент (дети стоят вокруг воспитателя)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-ВОСПИТАТЕЛЬ :Ребята, у всех хорошее настроение? Я очень рада вас видеть, таких веселых, красивых, добрых и улыбчивых.
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, я сегодня пришла на работу, и у меня на столе стояла вот эта посылка, давайте посмотрим что в ней. (Открывает посылку, достает ракушку, а в ней письмо)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, что это?
-ДЕТИ: Ракушка.
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ой, смотрите, а в ней что – то есть. Здесь письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам жители подводного мира, мы приглашаем вас в гости, будем очень рады вас видеть А куда ехать вы отгадаете из загадки:
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда»
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Что это?
- ДЕТИ : Море.
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Какая вода в море?
-ДЕТИ: соленая
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? Побывать в гостях? (ответы детей)
-ДЕТИ :Да
- ВОСПИТАТЕЛЬ : А на чем же мы можем туда отправиться (Ответы детей)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, на самолете. Вы согласны?
-ДЕТИ: Да! (дети расставляют руки в стороны,имитируя самолет)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Тогда ПОЛЕТЕЛИ!
2. Основная часть
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Вот мы и на берегу моря. Давайте подышим морским воздухом! (дыхательная гимнастика)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Посмотрите как здесь красиво, но какая -то странная тишина, и почему нас ни кто не встречает…
- ВОСПИТАТЕЛЬ : А это что за коробка? (открываю, в нем записка, читаю)
«Ребята, мы – жители подводного царства, пока мы вас ждали, приплыла морская ведьма и нас заколдовала. Мы стали невидимые, теперь нас никто не видит. Просим вас о помощи. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания»
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Как же нам попасть на морское дно?
(ответы детей)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, на морское дно, мы отправимся на батискафе. Кто знает, что такое батискаф?
- Батискаф – это уменьшенная подводная лодка с окнами-иллюминаторами, которое используется для изучения подводного мира
-Давайте займем место в батискафе. Готовы? Наш батискаф медленно опускается на дно. И вот наше первое задание :
- Скажите, какое бывает море?
-ДЕТИ: Большое, глубокое, голубое, спокойное, бушующее, тихое, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее и тд.
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, ребята, а как вы думаете, море – это только вода, песок, камни? Или кто-то живет в море? - Дети перечисляют морских жителей.
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт) :
1. Через море-океан плывет чудо великан
На спине его есть кран
Из него бежит фонтан (КИТ)
- Молодцы! Это кит. Он самый большой и очень добрый житель моря.
2. Понеслась о нем молва
Восемь ног и голова
Что бы всем страшнее было
Выпускает он чернила (ОСМИНОГ)
- Кто это за чудо зверь? Ну конечно, осьминог. У осьминога 8 щупалец, они любят чистоту, убираются в своём домике, а мусор складывают в кучку.
3. Только мимо нас проплыли
По играли и уплыли
Среди волн мелькнули спины
Дети кто это? (ДЕЛЬФИНЫ)
- Дельфины очень умные, добрые, смелые. Их боятся даже акулы. А еще они очень любят играть с детьми.
4. Над водой взметнулась глыба
Это очень злая рыба
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг (АКУЛА)
- Правильно,это акула. Акулы, ребята, опасны и у нее очень острые зубы.
5. И на суше и в воде
Носит дом свой на спине
Путешествует без страха
В этом доме? (ЧЕРЕПАХА)
- Конечно это черепаха, а правильно ее мы назовем, морская черепаха. Она носит свой дом с собой и он очень крепкий и спасает ее от разных бед.
6. Я с неба упала
На морское дно
И хищницей стала
Давным уж давно. (МОРСКАЯ ЗВЕЗДА)
- Это морская звезда. Она ползает по морскому дну, только очень медленно. Морской звезды пять лучиков и она самая маленькая.
7. Для нее волна – качели,
И плывет она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна, как вода. (МЕДУЗА)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : А как вы думаете, как можно назвать всех этих животных одним словом?
-ДЕТИ: Морские обитатели. Потому что они все живут в море.
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы ребята, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. (Появляется рыбка – би - ба - бо)
-РЫБКА: Спасибо ребята, что не оставили нас в беде. Предлагаю вам немного поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Рыбы»
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде. (плавные движения кистями)
То сожмутся, разожмутся, (сжимаем кулачки)
То зароются в песке. ("моют" руки)
- РЫБКА: Молодцы! Ребята, мы вас позвали в гости, что бы показать вам какое у нас красивое подводное царство. Плывите за мной, я вам покажу. В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы. А вы знаете, кто еще живет на дне морском? - (ответы детей) - растения.
Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли — это также основной источник пищи для них.
- Посмотрите, какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?
-ДЕТИ: На деревья, на цветы, кустарники.
- РЫБКА: молодцы, давайте поиграем
Дидактическое упражнение
«Найди слова в море»
(вода, рыбы, водоросли, песок, ракушки, раки, улитки)
Игра «Посчитаем до 5»
Один кит, два кита, три кита, 4 кита, 5 китов.
Одна акула, две акулы, три акулы, четыре акулы,пять акул.
Один дельфин, два дельфина, три дельфина, четыре дельфина, пять дельфинов.
Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
-РЫБКА: Ребята, а сейчас я хочу с вами поиграть в нашу самую любимую игру, которая называется «Море волнуется раз»
Игра «Море волнуется раз»
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, мы сегодня так много узнали. Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем всем морским обитателям, до свидания!
-РЫБКА: Ребята, мы были очень рады вас видеть, и за то, что вы нас расколдовали, я хочу подарить вам подарки – раскраски. Приходите к нам еще! До свидания!
- ВОСПИТАТЕЛЬ : ребята, занимайте места в батискафе. Батискаф медленно поднимается вверх (звучит шум моря)
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Мы на берегу моря, дальше на чем нам добраться до детского сада?
- ДЕТИ: на самолете
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Правильно, на самолете. (дети имитируют самолет)ПОЛЕТЕЛИ!
- ВОСПИТАТЕЛЬ : Вот мы с вами и в детском саду.
Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?