Приложение МААМ

Психологические основы дошкольного образования

Волобуева Алина
Психологические основы дошкольного образования

Развитие дошкольника должно быть ориентировано на всестороннее расширение возможностей, а не на преждевременную стимуляцию. Такое расширение потенциала подразумевает полную реализацию способностей ребенка, что способствует укреплению его физического и психического здоровья, обеспечивая гармоничное развитие и сохраняя радость детства. В отличие от форсированного развития, акцент делается на естественном и полноценном росте.

Публикация «Психологические основы дошкольного образования» размещена в разделах

Обучение ребенка невозможно без его активного участия в деятельности. Содержание и методы этой деятельности определяют ход его психического развития, формируя его психику. Особенно это касается ключевых видов деятельности для каждого возрастного этапа, таких как общение, предметная деятельность и игра.

Дети 5-6 лет относятся к старшему дошкольному возрасту, который часто сводят к подготовке к школе в узком смысле: интенсивное обучение чтению, письму, математике или развитие отдельных психических функций через упражнения. Однако это не способствует подлинному развитию ребенка, которое необходимо для успешной учебы. Готовность к школе должна рассматриваться как комплексная, включающая физическую, личностную и интеллектуальную составляющие.

Физическая готовность включает в себя хорошее здоровье, зрелость организма, развитие двигательных навыков и физическую работоспособность. Личностная готовность подразумевает произвольность поведения, умение общаться, адекватную самооценку, мотивацию к учебе, активность, самостоятельность, умение слушать других и работать в группе. Интеллектуальная готовность включает развитие образного мышления, воображения, основ логического мышления, овладение познавательными приемами, речью и элементами учебной деятельности.

Эти характеристики формируются в детском саду и семье через воспитание и обучение, основанные на активной деятельности ребенка. Важным условием успешной учебы является наличие учебной мотивации, которая формируется через желание учиться и развитие познавательного интереса. Познавательные задачи выделяются постепенно, переходя от игровой деятельности к заданиям познавательного характера.

Произвольность поведения, необходимая для реализации учебных мотивов, формируется в игре, где ребенок учится подчиняться правилам и взаимодействовать с другими. В старшем дошкольном возрасте мышление остается образным, но приобретает черты обобщенности. Все психологические изменения, происходящие в этом возрасте, являются результатом предыдущего развития, а игра формирует новые мотивы поведения и потребность в знаниях, создавая основу для развития теоретического мышления.

Возможности старших дошкольников позволяют проводить специализированное обучение грамоте и математике, но в форме, отличной от школьной, с акцентом на развитии психологических предпосылок для перехода в школу. Таким образом, создается основа для разработки программ и методик, направленных на выравнивание стартовых возможностей детей. При этом содержание должно отражать различные области действительности и виды детской деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, с особым вниманием к самостоятельной игре.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» Финансовая грамотность — это важный аспект жизни,.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические основы дошкольного образования
Опубликовано: 21 апреля 2025 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические основы дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Волобуева Алина (УИ 3564772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД