Волобуева Алина
Психологические основы дошкольного образования
Развитие дошкольника должно быть ориентировано на всестороннее расширение возможностей, а не на преждевременную стимуляцию. Такое расширение потенциала подразумевает полную реализацию способностей ребенка, что способствует укреплению его физического и психического здоровья, обеспечивая гармоничное развитие и сохраняя радость детства. В отличие от форсированного развития, акцент делается на естественном и полноценном росте.
Публикация «Психологические основы дошкольного образования» размещена в разделах
Обучение ребенка невозможно без его активного участия в деятельности. Содержание и методы этой деятельности определяют ход его психического развития, формируя его психику. Особенно это касается ключевых видов деятельности для каждого возрастного этапа, таких как общение, предметная деятельность и игра.
Дети 5-6 лет относятся к старшему дошкольному возрасту, который часто сводят к подготовке к школе в узком смысле: интенсивное обучение чтению, письму, математике или развитие отдельных психических функций через упражнения. Однако это не способствует подлинному развитию ребенка, которое необходимо для успешной учебы. Готовность к школе должна рассматриваться как комплексная, включающая физическую, личностную и интеллектуальную составляющие.
Физическая готовность включает в себя хорошее здоровье, зрелость организма, развитие двигательных навыков и физическую работоспособность. Личностная готовность подразумевает произвольность поведения, умение общаться, адекватную самооценку, мотивацию к учебе, активность, самостоятельность, умение слушать других и работать в группе. Интеллектуальная готовность включает развитие образного мышления, воображения, основ логического мышления, овладение познавательными приемами, речью и элементами учебной деятельности.
Эти характеристики формируются в детском саду и семье через воспитание и обучение, основанные на активной деятельности ребенка. Важным условием успешной учебы является наличие учебной мотивации, которая формируется через желание учиться и развитие познавательного интереса. Познавательные задачи выделяются постепенно, переходя от игровой деятельности к заданиям познавательного характера.
Произвольность поведения, необходимая для реализации учебных мотивов, формируется в игре, где ребенок учится подчиняться правилам и взаимодействовать с другими. В старшем дошкольном возрасте мышление остается образным, но приобретает черты обобщенности. Все психологические изменения, происходящие в этом возрасте, являются результатом предыдущего развития, а игра формирует новые мотивы поведения и потребность в знаниях, создавая основу для развития теоретического мышления.
Возможности старших дошкольников позволяют проводить специализированное обучение грамоте и математике, но в форме, отличной от школьной, с акцентом на развитии психологических предпосылок для перехода в школу. Таким образом, создается основа для разработки программ и методик, направленных на выравнивание стартовых возможностей детей. При этом содержание должно отражать различные области действительности и виды детской деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, с особым вниманием к самостоятельной игре.