Надежда Исмаилова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Времена года в лирике А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Времена года в лирике А. С. Пушкина»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина;
Задачи:
— Совершенствовать навыки самостоятельного творческого рассказывания;
— Развивать связную монологическую речь и выразительность речи;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Времена года в лирике А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
— Учить понимать красоту русского языка;
— Помочь понять чувства автора, описывающего красоту природы осенью и зимой;
— Воспитывать интерес к поэзии;
— Обогащать словарь детей: блестящий, сверкающий, искрящийся, чародейка, проказница, осень — запасиха;
Материал: портрет А. С. Пушкина, репродукции картин на тему осени и зимы, письмо, стихи, снежок, картинки для рассказывания, картинки для игры «Что где выросло?», физ. Минутка.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений А. С. Пушкина об осени и зиме, разучивание стихотворений, беседы о приметах осени и зимы, рассматривание иллюстраций с изображением природы осенью и зимой, рассказ о жизни и творчестве поэта.
Ход занятия
Ребята, нам сегодня принесли необычное письмо. Посмотрите, на что это похоже? (пол снежинки и пол листа березы). Послушайте, что написано в письме: «Здравствуйте ребята. Вы уже знаете сказки поэта А. С. Пушкина, учили его стихи. А мы уже долгое время спорим, кого больше любил знаменитый поэт. Просим вас, как знатоков поэзии разрешить наш спор. Подпись — Осень и Зима».
А как вы считаете, какое время года нравилось поэту?
(Осень. Он любил гулять по осеннему парку, любоваться красивыми разноцветными листьями, слушать, как они шуршат под ногами).
Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина об осени.
(ребенок рассказывает стихотворение «Уж небо осенью дышало»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь у двора.
Слушая, это стихотворение вспоминаются приметы осени. Давайте проведем соревнование: о каком времени года вы знаете больше — об осени или зиме!
(Дети распределяются на две команды. Одна команда бросает другой снежок и называет приметы осени, другая возвращает снежок и называет приметы зимы. Чья команда называет больше, та и победила).
Отлично справились. Знаете приметы.
А как А. С. Пушкин называл осень? (Золотая осень)
Да. И мы ее так называем. А еще про осень говорят: Щедрая тетушка, запасиха. Как вы понимаете эти названия?
( Осенью вырастают: овощи, фрукты, грибы, ягоды и шишки. Люди и животные делают запасы на зиму.)
Давайте и мы найдем, где щедрая осень, оставила свои подарки.
(Дети берут по одной картинке, и размещают по месту произрастания растений и объясняют свой выбор. На болото – клюкву, на кедр – шишки, на дуб – желуди, на рябину – ягоды, на поляну – грибы и бруснику, на огороде – овощи);
Вот теперь мы видим, что осень можно назвать запасихой.
А теперь вспомните, как мы называем и с кем мы сравниваем зиму?
(Чародейка, седая старушка, фея, снежная королева, красавица)
Ребята, послушайте стихотворение Пушкина о зиме :
(Рассказывает другой ребенок)
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою; мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Оказывается зима еще и волшебница! Зимой наша земля превращается в царство льда и снега.
А что можно рассказать про лед и снег?
(Лед, как стекло прозрачный. И твердый, как пол. По нему можно ходить. Снег пушистый, как перина. Он белый и мягкий, как вата)
Закончите предложение: каким еще может быть снег.
Снег искрится на солнце потому, что он…искрящийся
Снег блестит потому, что он….блестящий
Он сверкает на солнце потому,что он …. сверкающий
Снег скрипит под ногами потому,что он …скрипящий
Зима тоже нравилась А. С. Пушкину. Он любил гулять по городу, кататься на санях, нравились ему народные гулянья.
А вам нравится зима? За что вы ее любите?
(Праздник Новый год. Можно кататься на коньках и лыжах, на санках. Играем в снежки. Строим снежную крепость и снеговика. Взрослые делают скульптуры из снега и льда. Мы катаемся на горке).
Покажите какие вы любите зимние забавы!
Физкультурная минутка: «Зимние забавы».
Чтобы Зима и Осень больше не спорили, давайте расскажем, как видел эти времена года А. С. Пушкин.
Помогут вам рассказать об этом стихотворения поэта и картинки.
(Дети распределяются на две группы, вокруг чтеца стихотворения. Выбирают подходящие картинки и по стихотворению составляют рассказ. Рассказывает один ребенок или все вместе полилогом)
По стихотворению: «Волшебница зима»
Например: Наступила волшебница зима. Она повесила снег на суках деревьев, дубов.
Покрыла снегом леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И река стала неподвижной.
Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.
По стихотворению: «Уж небо осенью дышало»
Например: Осень покрасила листья разным цветом. Это очень красиво. Поэт говорил – очей очарованье. Редко светит солнце. День стал короче. С деревьев падают листья. Часто бывает туман. Гуси улетают караваном на юг.
Оказывается, А. С. Пушкин любил и осень и зиму. Теперь они об этом знают, и не будут спорить. Ребята, а что вам помогло их помирить?
(Мы знаем приметы осени и зимы. Мы знаем о том, что он любил. Мы знаем стихи поэта о зиме и осени).
В конце нашего занятия, я предлагаю вам сделать картины и отправить их золотой осени и волшебнице зиме на память.
(Наклеивание картинок, по которым дети составляли рассказы на ватман)