Галина Епихина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ «Путешествие по русской ярмарке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие по русской ярмарке»
Цель: Продолжать учить детей различать разные жанры устного народного творчества: загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, песни.
Задачи:
Обучающие: Учить детей загадывать и разгадывать загадки. Упражнять в составлении слов из слогов.
Развивающие: Развивать у детей совместную игровую и творческую деятельность.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с использованием ИКТ „Путешествие по русской ярмарке“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывающие: Воспитывать у детей любовь и интерес к устному народному творчеству. Вызвать интерес к фольклору, обратить внимание на красоту и особенности народного языка.
Словарная работа: ярмарка, Родина, народная мудрость, древние времена.
Оборудование: бубен, фланелеграф, иллюстрации с изображением домашних животных: коровы, лошади, козы, собаки, овцы; схема из слогов, картинки к пословицам, кепка, деревянная ложка, интерактивная доска,
Предварительная работа: заучивание скороговорок, пословиц, загадывание и разгадывание загадок, составление слов из слогов.
Ход занятия:
С давних пор дошли до нас добрые сказки, загадки, народные песни, шутливые потешки, пословицы и поговорки. Они складывались народом еще до того, как появилась на Руси грамота. Свои лучшие произведения, свои заветные правила жизни, которые учили уму-разуму, народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по русской ярмарке, куда приезжали крестьяне из своих деревень, где они продавали свои товары, веселились, пели песни, водили хороводы
Мы с вами отправимся на поезде. Садитесь в поезд.
Ребята, кто знает скороговорку про поезд.
Едет поезд скрежеща:
Же-че-ща, же-че-ща.
Какие еще скороговорки вы знаете? (Ответы детей).
Итак, первая остановка. Она называется загадочная. Здесь живут загадки.
Давайте поиграем с вами в народную игру «Бабка».
Ты катись, веселый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Дети загадывают друг другу загадки.
А вы знаете, ребята, какую интересную и долгую жизнь прожили загадки до встречи с нами. В древние времена много бед подстерегало человека: то молния ударит в дерево рядом с жильем, то забушует лесной пожар, то волки нападут на скот. Люди считали: что и деревья, и травы и лесные звери понимают человеческий язык, прислушиваются к каждому слову. И чтобы утаить свое намерение, обмануть природу, зверей, люди придумали тайный язык, понятный только им, например, огурцы – телятки, подсолнух – золотое решето, баран – шуба да кафтан, месяц – хлеба краюшка. Можно сказать, что загадка – это очень маленькое описание предмета или явления, в котором содержится хитрый вопрос.
Выставляю карточки с изображением животных.
СЛАЙД 1.
Загадайте загадки об этих животных. (Дети загадывают загадки и отгадывают).
А теперь давайте составим название животных из этих слогов.
Выставляю схему из слогов.
СЛАЙД 2.
КО БА ЦА
ЛО РО ДИ
СО ША ВА
ОВ ЗА КА
Физминутка
Поезд едет, едет, едет.
Мимо елок и берез.
Далеко уехал поезд –
Еле слышен стук колес.
Отправляемся дальше по ярмарке. Садимся в поезд.
Остановка пословиц и поговорок. Ребята, мы сейчас с вами составляли из слогов слова. А если бы вы не знали букв, не умели читать, смогли бы вы это сделать. Давайте вспомним пословицы о знаниях. (Дети говорят пословицы о знаниях).
О чем еще есть пословицы у русского народа? (Ответы детей).
У русского народа очень много пословиц о труде, о хлебе, о Родине, о его жизни. Народ создал пословицы, чтобы прославлять Родину, ум, добро, труд, высмеивать лентяев, нерадивых, хвастунов, трусов.
Вы много знаете пословиц о знаниях, а сейчас я прочту вам слова из песни, а вы скажете, о чем эта песня. (О Родине).
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Назовите пословицы о Родине. (Ответы детей).
Ребята, как вы думаете, без чего не может жить человек? (Ответы детей).
Правильно вы сказали, без всего этого человек не может жить, а еще человек не может жить без труда. Труд нужен человеку как воздух, как хлеб, как вода.
Назовите пословицы о труде. (Ответы детей).
А теперь давайте сыграем сценку о лодыре по имени Тит.
Сценка о лодыре.
Выходят двое детей:
Тит лежит на скамейке.
1 ребенок. Не колода – лодырь.
2 ребенок. Не пень – а лежит целый день.
1 --- Не жнет и не косит.
Вместе: А обедать просит.
2 --- Тит, иди молотить.
Тит: Живот болит (отворачивается).
1 --- Тит, иди кашу есть.
Тит: Где моя большая ложка (садится, берет большую ложку).
Вместе: Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.
Вот так народ высмеивал лентяев, бездельников.
А теперь давайте поиграем в игру «Назови пословицу к картине»
Выставляю иллюстрации, дети называют пословицы к ним.
СЛАЙД 3-8.
Вот видите, как много интересного вы узнали о пословицах.
Пословицы сложил народ и поэтому в них отражается народный ум, народная мудрость, правда.
Ну вот, наше путешествие окончено, о каждом законченном деле говорят: «Кончил дело – гуляй смело».
А теперь садимся в поезд и возвращаемся в детский сад, а с загадками скороговорками, пословицами и сказками мы не прощаемся и не раз встретимся на занятиях и играх.