Ирина Титова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать умение пересказывать текст сказки последовательно, выразительно передавать речь персонажей.
Задачи:
-Познакомить детей с новой сказкой, помочь понять смысл названия сказки.
-Развивать умение объяснять смысл слов, замечать смысловые несоответствия.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
-Упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными)
-Обогащать словарь детей через подбор синонимов и антонимов.
-Воспитывать интерес к русской народной сказке, к родному языку.
Материал: сказка «У страха глаза велики», мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий
Бабка- ежка у окна.
Догадайтесь, кто она? (сказка)
Молодцы, правильно. А вы любите сказки? А чем сказка отличается от рассказа?
2. Основная часть.
Сегодня я хочу вас познакомить с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Если это русская народная сказка, то кто её сочинил?
-Чтение сказки «У страха глаза велики»
-Беседа по содержанию произведения:
1. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).
2. О чём рассказывается в этой сказке?
3. Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? («Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка»).
4. Какие у них были вёдра?» («У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек»).
5. Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке? (ответы детей)
6. А кого на самом деле испугались герои сказки?
7. Что вам больше всего понравилось в сказке?
Воспитатель: А теперь послушайте внимательно, я прочту вам эту сказку еще раз, а потом вы перескажите сказку самостоятельно.
Воспитатель поясняет, что ведущий начинает рассказ, а остальные герои должны сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались герои сказки.
Дети самостоятельно распределяют роли и начинают пересказ.
Далее идет анализ сказки, кто понравился, кто лучше справился со своей задачей. (Воспитатель помогает анализировать наводящими вопросами)
Воспитатель: «В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки? («трусливые, испуганные, пугливые»).
- Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу («смелые, храбрые, отважные, мужественные»).
ФИЗМИНУТКА
«Звериная зарядка»
Раз — прыжок,
Два — присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Дети садятся на стульчики.
Игра «Как сказать правильно?»
Воспитатель: Закончите фразу:
Подушка мягкая, а скамейка (жёсткая)
Пластилин мягкий, а камень (твёрдый)
Ручей мелкий, а река (глубокая)
Ягоды смородины мелкие, а клубники (крупные)
Каша густая, а суп (жидкий)
Лес густой, а иногда (редкий)
Покупаем картофель сырой, а едим (варёный)
Купили хлеб свежий, а завтра он будет (чёрствый)
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой едим (солёные)
Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?
Какими ласковыми словами можно назвать медведя? («медведюшка, мишенька»).
Как мы называем большого, сильного волка? («волчище»).
А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка? («волчишка»).
Как ласково назвать лису? («лисонька, лисичка, лисичка-сестричка»).
- В сказке мышка сказала : «Котище-то какой усатый!». Как ласково назвать кота? («котик, котенька, коток»).
Воспитатель: Мы знаем, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. Сейчас я прочитаю стихотворение поэта Л. Станичева, а вы скажите, какие нелепицы вы заметили.
Это правда или нет?
Тёплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га- га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ-
Так бывает или нет?
Как мы можем назвать это стихотворение (небылица)
Игра «Дом – домище»(игра с мячом)
Воспитатель: Я назову слово, а вы произнесёте его так что бы оно звучало сначала ласково, а потом грубо. (рука –ручка- ручища, дом-домик- домище, сапог-сапожок- сапожище, нога-ножка-ножище, кот-котик-котище, волк-волчок-волчище, медведь-мишенька-медведище, заяц-зайчик- зайчище, топор-топорик- топорище, сумка- сумочка- сумище.
Дети садятся на стульчики
Игра «Закончи упражнение»
Воспитатель: Закончите начатые мной предложения:
Мальчик сначала подошёл к дому, а потом него (отошёл)
Утром дети пошли в гости, а вечером (ушли)
Мальчик вошёл в комнату, а потом из неё (вышел)
Ребята шли по правой стороне улицы, а затем перебежали на (левую сторону улицы)
Теперь придумайте предложения со словами: шёл, пошёл, вошёл, вышел.
Замените словосочетания другими словами:
Муравей ползёт (движется, передвигается)
Поезд ползёт – (едет медленно)
3. Заключительная.
Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились? Вам понравилась сказка?
А что ещё вам сегодня запомнилось? Давайте, мы немного отдохнём, а потом нарисуем героев этой сказки.