Петрова Анжелика
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для обучения детей пересказу.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно;
• пополнить, активизировать словарный запас детей;
• закрепить умение подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;
• продолжить формировать умение понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
• развивать фонематический слух, восприятие, навыки фонематического синтеза, слогового анализа; развивать слуховое внимание и его быстроту;
• закреплять умение передавать интонационную выразительность;
• развивать память, воображение, логическое мышление, связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать культуру речевого общения;
• воспитывать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру; продолжать развивать умение согласовывать действия друг с другом;
• воспитывать внимание к собственной речи и пересказу товарищей.
Словарная работа: колода, наперсток, схоронилась, водоносы.
Предварительная работа: чтение произведений о животных, рисование, лепка, аппликация по сказкам о животных. Проведение дидактических игр, лексических и грамматических упражнений.
Материал: текст сказки, иллюстрации к сказке «У страха глаза велики»; овал, четыре цветных треугольника различных по высоте; ведерки (шаблоны) различные по высоте в количестве четырех штук - на каждого ребенка.
Ход
Игровое упражнение «Назови сказку»
Воспитатель: я буду называть определённые слова, а вы –догадайтесь, о какой сказке идёт речь.
- Мама, дочка, бабушка, волк, дровосеки? (Красная шапочка)
- Кот, король, принцесса, синьор Карабас, людоед? (Кот в сапогах)
- Мачеха, Луна, Зухра? (Башкирская народная сказка «Зухра и Луна») А можно сказать, что это легенда? Вы знаете, что такое легенда? (это то что могло быть на самом деле).
Упражнение «Говорящая мимика».
Воспитатель: вы - человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).
- А теперь представьте, что мама вам говорит: «Мое солнышко» (на лице улыбка)
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, задрожали, некоторые открыли рот. Видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх? ( ответы детей и обобщение ответов: страх - это когда кто-то чего-то боится).
- А чего можно испугаться? ( ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.).
- Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).
- А мы с вами узнаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх.
Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку -
Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)
Ребята, а вы слышали такие пословицы: «Волков бояться – в лес не ходить». «У страха глаза велики».
- Какая пословица наиболее удачно подходит к сегодняшней нашей сказке, мы скоро узнаем.
Чтение сказки.
Воспитатель: слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Русская народная сказка «У страх глаза велики».
Беседа по содержанию сказки.
Вопросы к детям:
- Почему это произведение называется сказкой? (курочка и мышка не могут воду носить в ведрах, звери разговаривают).
- Как называется сказка? («У страха, глаза велики»).
- А кто написал сказку? (русский народ)
– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями - заменителями.
– У вас на столах размещены геометрические фигуры, представьте, кто из них бабушка, внучка, курочка и мышка. Разложите их в такой же последовательности.
- Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабашка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка)
- Все вместе они назывались водоносы. Как вы думаете, почему они так названы? (потому что они воду носили).
- От каких двух слов образовалось это слово? (воду – носить).
- Какие у них были ведра?
Воспитатель просит разложить модели ведер у себя на местах, и голосом выделяет:
- У бабушке - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, у мышки - маленькое, малюсенькое (писк). (Дети повторяют)
- С чем сравнивали вё дра: у курочки - с огурчиком; у мышки - с наперсточком. (Показ иллюстрации с изображением наперстка)
- Откуда брали воду наши водоносы? (бабушка из колодца; внучка из колоды)
(Показ иллюстрации : колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой, курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца.
- Когда несли воду, он как плескалась? ( у бабушки: тре-е-х, пле-е-х; у внучки: трех, плех; у курочки: трех-трех, плех-плех; у мышки: трех-трех-трех, плех-плех-плех)
- Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
Бабушке почудился медведь, как она про него говорила с испуга - медведище; а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька). Внучке – волк страшный, как можно назвать большого сильного волка – волчище, а не очень большого, не сильного? (волчишка). Курочке - лиса; как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка). Мышке - кот, котище, а как ласково сказать про кота? (котик, котенька). Зайцу - четыре охотника, и все с собаками.
- Герои сказки ведра побросали и побежали в дом, а что стало с мышкой? (под печкой схоронилась). А что такое – схоронилась? (спряталась, притаилась, укрылась)
- Что же на самом деле произошло с героями сказки? (все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле)
-В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)
- Какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики : чего нет, и то видят).
Физминутка.
«Бабушка-старушка ведёрки взяла
И по воду пошла.
А за ней вприпрыжку
Внучка да мышка.
А за ними бегом
Курочка с ведром.
Воды набрали и
Домой зашагали» (дети имитируют движения).
Повторное чтение с установкой на пересказ
Пересказы детей
- пересказ по частям (4 ребенка)
Оценка детских пересказов даётся воспитателем.
Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.
Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)
- Чей пересказ больше всего понравился и почему?
- Кто сумел передать чувство страха?
- Что помогло вам запомнить сказку?
- Что было трудным? Что далось с легкостью?
- Какая же пословица подходит к этой сказке? («У страха глаза велики»)
- Скажите, эта сказка смешная или грустная! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми). Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с чего в этой сказке? (с яблока, которое упало зайцу на голову). А наши герои выдумали себе страхи сами, когда заяц бросился к ним под ноги.
- Чему вас научила эта сказка? (быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх). А вечером, расскажите эту сказку своим родителям и пусть они объяснят вам значение пословицы «У страха глаза велики, чего нет и то видят».