Елена Калинич
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующего вида «По дорогам сказок»
Цель: выявление речевых умений и навыков: овладение словарным запасом, грамматическим строем, звуковой стороной речи и использование всех речевых умений при построении связных высказываний разных типов.
Задачи:
• Совершенствовать фонематический слух, определять и называть первый звук в слове, обозначать его соответствующей буквой.
• Умение составлять описательные загадки, на основе выделения существенных признаков.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующего вида „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Показать умение регулировать силу голоса, использовать разнообразные интонации.
• Продолжать развивать у детей мышление, память, внимание, воображение, фантазию.
• Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
• Воспитывать умение слушать товарищей не перебивая.
Интеграция: коммуникация, познание, социализация, здоровье.
Методы и приемы:
- наглядный (иллюстрации, пособия и картинки);
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (физкультминутка, игровые упражнения, словесные игры);
- практический (выполнение заданий, упражнений).
Оборудование:
Демонстрационное: ребус «Сказка», маркер, фланелеграф, сказка для фланелеграфа «Три медведя», шапочки-маски к сказке «Теремок», ширма, куклы би-ба-бо по сказке «Заюшкина избушка», аудиозапись «У оленя дом большой», иллюстрация к сказке «Колобок»
Раздаточное: раскраски по сказкам на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? – Хорошее, радостное, веселое. – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятие пришли гости, давайте улыбнемся и так передадим им хорошее настроение.
2. Игра «Ребус»
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но, чтобы узнать куда, надо разгадать ребус. Перед вами на доске картинки. Определите первый звук в каждом слове, обозначьте его буквой, и мы прочитаем загаданное слово и узнаем, куда же мы отправимся в путешествие.
( На картинках нарисованы: слон, кот, арбуз, заяц, карандаш, ананас. Под картинками подписываем маркером буквы, получается слово СКАЗКА)
- Молодцы, ребята, разгадали ребус. Здесь загадано слово СКАЗКА. А вы любите сказки? Хорошо. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Проходите, пожалуйста, на нашу импровизированную полянку. (Дети садятся на стульчики.)
3. Игра «Угадай героя сказки».
Сейчас мы посмотрим, знаете ли вы сказки. Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, в какую сказку мы сейчас попадем :
Прибежище Мышки-норушки,
Зелёной Лягушки-квакушки
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название. (Теремок.)
- Правильно, ребята, конечно это теремок. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Теремок». Посмотрите, у меня есть маски-шапочки разных животных. Они и будут героями нашей сказки «Теремок». Я выбираю ведущего, надеваю на него какую-то маску. Он не видит кто это. Остальные дети должны описать героя, не называя его, так, чтобы ведущий догадался кто он. Если догадается, значит проходит в теремок.
(Дети называют признаки, например: серенькая, маленькая, всех боится, в норке живет, зернышки грызет и т. д.)
Молодцы, ребята. Собрали всех героев в Теремок. Тогда идем дальше.
4. А вот загадка о следующей сказке :
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Как называется эта сказка? Каким голосом просилась лиса к зайчику? Давайте вспомним эту сценку. (Дети инсценируют на ширме с куклами би-ба-бо, используя нужную интонацию). А каким голосом зайчик рассказывал петушку о своем горе? Скажите, пожалуйста печальным голосом «Как же мне не горевать?» (ответы детей). А теперь давайте вспомним, как петушок разговаривал с лисой. (Дети инсценируют, передавая интонацией и силой голоса решительность и смелость петушка.
Молодец, петушок. И вы, ребята, молодцы.
5. Физминутка «У оленя дом большой»
А на опушке леса живет олень. У оленя дом большой. (Дети под музыку выполняют движения по тексту, сопровождая словами).
6. А нас ждет следующая загадка:
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный (Колобок).
Правильно отгадали. Конечно это колобок. Что сказано в загадке, какой он? (Ответы детей). Жалко колобка? А давайте мы с вами придумаем другой конец к этой сказке. Пусть в нашей сказке его никто не съест.
(Дети придумывают разные концовки. Обсуждаем.)
6. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось, ребята? Что было интересного в нашем путешествии? (Ответы детей). А на память об этом путешествии я хочу вам предложить раскраски с русскими народными сказками, которые вы сможете раскрасить в свободное время.