Удалая Ирина Викторовна
Конспект НОД по развитию речи «В гости к зимней сказке»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к зимней сказке
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о зиме.
Задачи:
- формировать умение понимать смысл образных выражений загадки;
- упражнять в подборе определений к заданному слову, познакомить со значением слов метель, вьюга, пурга;
- упражнять образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от основ существительных;
- развивать способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;
- воспитывать любовь к природе.
Материал:
- иллюстрации с изображением зимнего леса;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „В гости к зимней сказке“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- домики с картинками животных: лиса, волк, медведь, заяц, белка; карточка банки с вареньем: малина, смородина, клубника, яблоко, вишня, слива, абрикос, персик, земляника, черника, брусника, клюква;
- для опыта: снег, 2 тарелки, шерстяной шарф, свеча, спички.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель: Дорогие ребята, наше сегодняшнее занятие будет сказочным. И начнем мы его со сказочной загадки,
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
- Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
- Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? Почему зиму называют здесь царицей? Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте еще одну загадку про зиму, и подумайте, какие образные выражения, сравнения используются в загадке: «Кто, угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнет перинки - над миром пушинки!»
- С кем сравнивается зима в этой загадке?
- Какие перинки трясет зима и что же за пушинки вылетают из них?
А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошел - никто не видел.
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес.
(Мороз)
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку. А попадем мы туда с помощью волшебной палочки, закрыли глаза раз, два, три.
2. Подбор эпитетов.
Воспитатель: Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно : деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
Какой снег в лесу? (Пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, холодный, белый, мокрый, блестящий, сверкающий, падающий).
Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики.)
Снегопад в лесу, какой он? (Снежные хлопья, тихий снег, пушистые снежинки, тихое кружение.)
А еще зимой часто бывает: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.
Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: Вьююююуууу, я вьююююуууга. Так метель себя назвала.
Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метет по земле. В такую метель за несколько метров не видно вокруг. Воздух мутный. Даже днем кажется, что наступили сумерки. Это пурга.
- Давайте повторим, какие явления бывают зимой?
3. Образование притяжательных прилагательных. Воспитатель: После прогулки по лесу я предлагаю вам немного передохнуть. Для этого зайдем в гости к лесным зверям. Но здесь на полянке очень много домиков лесных жителей. Посмотрим, кто где живет.
В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.)
В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.)
В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (Волчий.)
Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.)
Шустрые белки собрались в дупле. Чей дом? (Беличий.)
Лесные звери хотят угостить нас чаем. Садитесь за стол. К чаю будут пироги и варенье. Возьмите картинки на них нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из малины - малиновое. А у вас? (Варенье из смородины - смородиновое, из клубники - клубничное, из яблок - яблочное, из вишни - вишневое, из слив - сливовое, из абрикосов - абрикосовое, из персиков - персиковое, из земляники - земляничное, из черники - черничное, из брусники - брусничное, из клюквы - клюквенное.)
А теперь попробуем пирожки. На моем нарисован крыжовник, значит, это пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас? (С клубникой - клубничный, с земляникой - земляничный, с вишней - вишневый, с яблоками - яблочный, со сливой - сливовый, с абрикосами - абрикосовый, с персиками - персиковый, со смородиной - смородиновый, с черникой - черничный, с брусникой - брусничный, с клюквой - клюквенный, с малиной - малиновый.)
банка с вареньем
Пример «баночки с вареньем» (аналогичными должны быть картинки с пирожкам).
4. Опыты. Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, лесные звери приготовили для вас загадку. «Одеяло бело, всю землю одело».
- Что это?
- Почему снег называют одеялом, ведь под одеялом тепло, а снег холодный? Вот мы с вами сейчас и посмотрим. Перед началом мы принесли два небольших снежка. Один положили на тарелку и поставили на стол. Другой завернули в шерстяной шарф и тоже положили на тарелку.
– Как вы думаете, какой снежок растает быстрее?
Пока шло занятие снежки таяли. И, наконец, наступил момент, когда можно развернуть шарф.
– Что же мы видим? Правильно, снежок, лежащий на блюдце растаял значительно больше. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем другой опыт. Зажжем свечу и попробуем подержать над ней руку. Горячо.
– Что нужно сделать, чтобы не жгло? Правильно, или убрать руку, или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом.
– Почему теперь руке не горячо. Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его.
– Почему не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропускает комнатное тепло к снежку.
– Зачем зимой человек надевает шубу? Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод.
– Так почему говорят: «Одеяло бело, всю землю одело». (снег одел землю, как одеяло и под ним тепло)
– Почему под снегом тепло? (потому что он не пропускает холод)
– Почему зимой белый медведь в снежной берлоге не замерзает?
Представьте себе, что вы оказались на севере вдали от жилья и вам надо переночевать. Палатки у вас нет.
- Как поступить? Построить дом из снега. В нем будет теплее, чем на улице. Почему? Слой снега не пропускает холод в берлогу к медведю или в ваш дом из снега, защищает растения, которые оказались под ним.
Закрыли глаза, раз, два, три, вот мы снова в нашей группе.
5. Итог.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Что из нашего путешествия вам больше всего запомнилось и понравилось?
– Какие задания показались трудными? Сегодня хорошо работали., старались…
Задание на дом.
- Помните сказку «Снегурочка»?
- Когда девочка стала грустить?
- Почему? Весной солнце стало пригревать, и она начала таять.
Представьте себе, что Снегурочка надела шапку, шубу, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку.
- Растает ли она там?