Кира Косьяненко
Конспект НОД по развитию речи «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников; формировать умение детей называть признаки зимы.
Задачи:
1. Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
2. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи, формировать умение образовывать качественные прилагательные, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие, закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.
3. Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в НОД. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Оборудование и материалы: ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.
Ход занятия
В: Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.
Мы сегодня с вами пойдем в путешествие в зимний лес
Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
В: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
Д: Зима
В: Я тоже так думаю! Это была зима.
С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идем по зимнему лесу. Под елкой на пенечке стоит сундучок.
В: Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что – то написано. Прочитаем?
Д: Да!
В: «Для ребят детского сада «Теремок». Откроем сундучок и узнаем что же там.
В: А чтоб открыть его нужно сказать волшебные слова.
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Не открывается.
Давайте вместе!
Д: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
В: Ребята, сколько здесь снежинок, а на каждой снежинке задание на которые мы с вами должны ответить.
В: Снежинка №1. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Д: Зима.
В: Как вы догадались?
Д: На улице стало холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла
В: А что можно сказать о снеге? Какой он?
Д: Белый, легкий, пушистый, холодный.
В: А какие зимние забавы вызнаете?
Д: катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.
Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения:
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
В: Молодцы, хорошо описали зиму!
В: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
(заглядываю в сундучок)
Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!
В: Снежинка № 2. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.
Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок, всё снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)
Рядом – снежная фигурка, это девочка (снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
В: Какие слова вы добавляли?
Д: Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка
В: На какое однокоренное слово они все похожи?
Д: На слово «снег»
Физминутка.
«Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
В: Снежинка № 3. Работа с мнемотаблицей «Зима»
На мольберт прикрепляется мнемотаблица «Зима». (Приложение 1). Дети должны составить рассказ о зиме.
В: Снежинка № 4. У нас есть еще снежинка с заданием.
Пальчиковая гимнастика.
Мы во двор пришли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались
(имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
В: Снежинка № 5. А в сундуке следующее задание. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок). Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы).
Д/ и: «Собери картинку».
Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.
В: Снежинка № 6. Ребята, у меня в сундучке еще остались снежинки. Давайте из этих снежинок выложим одну большую снежинку.
Дети выкладывают снежинку.
Отличная получилась снежинка! Молодцы!
Подведение итогов.
В: Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла)
А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).
Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка).