Ольга Щекина
Конспект НОД по развитию речи «Сундучок со сказками» с детьми старшей группы
▼ Скачать +Заказ
Цель: Закрепление знаний детей о сказках.
Развивающие задачи : развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развитие внимания, памяти, логического мышления.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Сундучок со сказками“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: формировать функцию словоизменения; совершенствовать грамматический строй речи; активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений;
Воспитательные задачи:воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок; формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о героях сказках.
Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, дидактическая игра, чистоговорка, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Материалы и оборудование: ноутбук, картины «В гостях у сказки», ковер, корзина, карточки для игры «Пирожки с начинкой», книга со сказками, канат, конфеты, волшебный сундучок, предметы из сказок.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем. Текст письма: «Здравствуйте, ребята! У меня случилось несчастье! Вредные Кикиморы снова украли мой сундучок со сказками! Все сказки перемешали, сказочных героев перепутали! Что же мне теперь делать? Кто мне поможет?»
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по волшебной стране Сказок и помочь Кузе? А что такое сказки?
Дети: Истории, в которых звери и птицы разговаривают голосами, происходит волшебство и оживают предметы. В эих историях происходят события, которых на яву не может быть.
Воспитатель: Правильно,в сказках живет волшебство. В сказках добро побеждает над злом. Сказка дает нам много знаний и мудрости. Скажите, с каких слов обычно начинаются сказки?
Дети: В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были; за лесами, за долами т. д.
Воспитатель: Чтобы добраться до страны сказок, нам нужен какой-нибудь транспорт, на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: Самолет, поезд, автобус, ковер-самолет.
Воспитатель: Мы отправимся в волшебную страну на ковре-самолете. Вы согласны? В пути нас ждут трудные испытания – задания, которые нам приготовили Кикиморы.
Дети садятся на ковер-самолет.
А пока мы летим, поговорим о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
Воспитатель подводит ребят к карине на которой изображена волшебная страна.
Воспитатель: - Вот и попали мы с вами в страну сказок.
- Перед нами овраг (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу). Перепрыгнуть его сможет тот, кто правильно скажет имя сказочного героя.
1. Кощей. Бессмертный.
2. Елена. Прекрасная (Премудрая)
3. Василиса. Премудрая.
4. Сестрица. Алёнушка.
5. Братец. Иванушка.
6. Крошечка. Хаврошечка.
7. Змей. Горыныч.
8. Сивка. Бурка.
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились!
Пора отправляться дальше в путь! А чтобы было веселей повторяйте все за мной скорей!
3. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Сделать артикуляционную гимнастику.
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша (хлопают в ладоши). (Повторяют радостно)
- И мы с вами движемся дальше. Посмотрите, какая необычная книга!
4. Дидактическая игра «Исправь название сказки»
— В этой книге много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. А, может, это Кикиморы все испортили… Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-кошачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и черный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никита»;
6. «Мальчик-с-иголочку»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок — золотой пастушок»;
9. «У смеха глаза велики»;
10. «Лапша из топора».
5. Дидактическая игра «Расскажи слова из сказки»
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Кикиморы не только названия испортили, тут слова из сказок пропали! Давайте поможем вернуть их обратно!
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
Дети отгадывают текст, воспитатель и сверстники исправляют, если необходимо, ошибки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! А здесь корзина с пирожками! Кто мог ее тут оставить? (Красная Шапочка). Все пирожки рассыпались! Давайте сложим их аккуратно в корзину. С чем пирожки?
6. Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»
Дети называют начинку пирожков, согласовывая слова в творительном падеже.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все справились, продолжаем путь!
—Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
Сказка «Три медведя»
— Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама — медведица, папа медведь, сын — медвежонок. Как их звали?
Дети: Папу медведя зовут Михаило Иванович, медведицу - Настасья, по отчеству тоже Ивановна, ну а сын просто Мишутка.
— А кто ещё был героем этой сказки? (Машенька)
— А Машенька испугалась трех медведей?
— Конечно, испугалась Машенька.
— Давайте поиграем в игру «Скажите ласково»
7. Дидактическая игра «Скажите ласково»
— У медведицы — лапы, у медвежонка? (лапки).
— А у медведя огромные — (лапищи).
— У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
— А у медведя? (глазищи).
— У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
— А у медведя? (носище).
— У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
— А у медведя? (ротище).
— Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
8. Игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель: В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.
Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой.
Дети определяют, какому герою нужно передать предмет.
Красная шапочка – Красной шапочке;
Сапоги – коту в сапогах;
Метла – Бабе-Яге;
Щука – Емеле;
Золотая рыбка – деду;
Стрела – царевне-лягушке;
Хрустальная туфелька – Золушке;
Яичко – курочке Рябе.
Воспитатель:Вот молодцы, помогли все разобрать!
На экране появляется изображение Кузи с сундучком
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы помогли Кузе навести порядок в сказках и Кикиморы вернули ему его сундучок со сказками. Кузя очень рад и хочет нас отблагодарить, и дарит нам это угощение (конфеты)
А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.
Снова надо перепрыгнуть через овраг, но теперь это можно сделать, назвав имя сказочного героя на заданный звук.
9. Игра "Назови слово на заданный звук"
[З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
[К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
[М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга,
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на наш ковер-самолет. Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.
10. Пальчиковая гимнастика
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть :
Три медведя, Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад (хлопают в ладоши на каждое слово)
И повторяйте волшебные слова:
«Мы летим, летим, летим,
В детский сад попасть хотим!»
Итог:
Воспитатель: Ребята, где мы сейчас с вами были? Зачем мы отправились в волшебную страну?Понравилось ли вам наше путешествие?
А что понравилось больше всего? Нарисуйте свои впечатления о путешествии.