Анастасия Конева
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа о птицах по мнемотаблице»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи "Составление рассказа о птицах по мнемотаблице"
Конева Анастасия Ириковна
Этапы деятельности- Мотивационно-побудительный
Воспитатель предлагает разгадать загадку:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это … (птица).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Составление рассказа о птицах по мнемотаблице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Сегодня мы будем говорить о птицах. Каких животных называют птицами? (которые покрыты перьями)
Словарная работа «зимующие» и «перелетные»
- Ребята, а всех ли птиц вы встречаете в течении года каждый день? Или они меняются? Как называют птиц которые улетают на юг? Почему некоторые птицы улетают на юг? А которые остаются зимовать? А почему некоторые птицы остаются зимовать у нас? Правильно, перелетные и зимующие птицы.
- Птички так же живут в разных местах, Некоторые птицы умеют плавать — у них лапки с перепонками. Курица ходит по земле, и лапки у нее сильные, а крылья короткие. У воробья лапки короткие, поэтому он летает и прыгает.
- Ребята, а чем отличаются птицы от животных? Верно, их тело покрыто перьями.
- Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру «Отличия». Посмотрите на эти картинки:
У лебедя шея длинная, а у гуся короткая.
У воробья клюв маленький, а у дятла большой и мощный.
У снегиря грудка красная, а у синицы желтая.
У воробья глаза маленькие, а у совы большие.
У ласточки хвост длинный, а у воробья короткий.
(ответы групповые, индивидуальные с выходом к мольберту)
-Молодцы ребята! Вот мы увидели какие птицы разные. Все птицы издают звуки или разговаривают, но тоже по-разному.
-Сейчас давайте поиграем в другую игру «Кто как говорит?»
Воспитатель учит образовывать звукоподражательные глаголы :
Что делает кукушка? Кукушка – кукует
Что делает ворона? Ворона – каркает
Что делает воробей? Воробей – чирикает
Что делает гусь? Гусь-гогочет
Что делает сорока? Сорока –стрекочет
Что делает утка? Утка-крякает.
-Молодцы ребятки, справились. Теперь давайте немного отдохнем.
- Рассмотрите рисунок. Контуры каких птиц здесь изображены?
Физкультминутка
Утром птичка встала рано,
Приготовилась к зарядке.
Повернулась влево, вправо,
Крылышками помахала.
Клювиком почистила свой пух
И скорей в кормушку плюх.
- А сейчас мы с вами будем составлять рассказ о птицах. Чтобы рассказ получился связным и красивым, надо рассказывать все по порядку. Для этого я приготовила вам схему-помощницу.
1. Знак? Кто это? Нужно назвать птицу. Ее величину большая или маленькая.
2. Затем расскажем какой у нее клюв, какие лапки, какие крылья? Каким она цветом?
3. Потом нужно сказать, чем покрыто ее тело?
4. Как эта птица передвигается?
5. И в конце рассказа перелетная или зимующая птица?
Воспитатель самостоятельно описывает воробья, используя мнемотаблицу.
- Это воробей. Воробей — маленькая и шустрая птица. У него маленький клюв, маленькие крылья и короткие лапки, перья коричневого и серого цвета. Воробей умеет летать, а из-за коротких лап он не умеет ходить, а только прыгает. Воробей зимующая птица.
- А теперь давайте вы попробуете составить рассказ по картинке.
Дети составляют рассказы про лебедя (перелетная и водоплавающая, ласточку (перелетная, дятла (зимующая).
Один ребенок рассказывает, второй повторяет.
- Какие ребята вы молодцы, составили очень красивые и интересные рассказы про птиц.
-А сейчас мы посмотрим как хорошо вы знаете птиц и сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки? - Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать.
С первым снегов на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня.. (синичка).
Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет!
Видишь, кружат 20 пар
И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона).
Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей).
Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говорушка, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица – вот вопрос. (Сорока).
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел).
-А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». (Воспитатель выкладывает картинки, на каждой из них по 4 птицы, ребята находят лишнюю. Напр. Дятел-синица-ласточка-снегирь: четвертая лишняя ласточка, т. к. она перелетная, а остальные зимующие; Лебедь-гусь-сорока-чайка, лишняя- сорока т. к. все птицы водоплавающие, а она зимующая)
Этап деятельности- Рефлексивно-корригирующий
Ну вот и наше занятие подошло к концу: Скажите ребята, о ком мы сегодня говорили? На какие 2 группы делятся птицы? Что мы с вами сегодня научились делать? Что вам понравилось больше всего? Что вам было сложно? Что нового вы узнали?
Все молодцы! Очень старались!