Елена
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную принцессу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения; воспитывать интерес к художественной литературе.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ „Спасти заколдованную принцессу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Материал: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка -заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к, домик -теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель, яблоки
Ход занятия:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
В. : Дети посмотрите, как вы думаете, что там под тканью? Давайте поиграем в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка -это неживой предмет.
Игра Данетка
Д: Это книга?
В. : Нет
Д: Это игрушка?
В. : Да
Д. : Может кукла?
В. : Нет. Варианты ответов детей.
Д: Это домик?
В. : Да
Воспитатель снимает ткань.
В: В одном сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
В. : Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу. Ответы детей. (Пример: «победить злую колдунью», «решить задания»)
В: Чтобы открылись двери и окна и принцесса проснулась, необходимо решить сложные задания. Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Д. : Да.
В. : Смотрите, все задания у меня спрятаны в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит, всех боится и дрожит.
Д. Заяц
В. : Правильно.
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку зайца.
В. : Здесь мокрый и грустный заяц. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в замке.
В. : Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Д. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь. Обсуждение с детьми противоречий в погоде
В. : Ребята, как по-вашему, дождь - хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде? (Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя.)
В. : А что плохого в дожде?
Д. : Можно заболеть
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь - это хорошо тогда, когда., и дождь для нас это плохо, когда.
В. : А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце? (Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло.)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д. : Когда жарко - голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В. : Как мы можем помочь зайцу?
Д. : Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В. : Давайте ее укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока она греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Д. : «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В. : Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и к сожалению ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В. : Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, где он являлся главным героем и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В. : А, что у нас еще есть в сундучке? А здесь лежат буквы, но они все перемешались. И в названии заколдовано название известной вам сказки. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.
На одной стоит ноге На крыше дома буква. (Т)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье -
Превратится в букву. (Е)
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана! (Р)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, полоскает
И домой таскает.
Наплескается в ручье -
Превратится в букву. (Е)
Видим мы в Москве метро,
А над входом букву. (М)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква. (О)
Половинку от жука
Составляет буква. (К)
Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по-порядку. Получается слово -теремок.
В. : Вот и еще одно окошко открылось.
В. : А следующее задание такое. Игра «Теремок». Давайте с вами перейдем на коврик, там стоит домик-теремок. Я вам раздам карточки, каждому по одной. Один ребенок будет ведущий -хозяин теремка, а другие подходят к теремку и просятся в него
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры.
В. : Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д. : Хорошее. В. : Ребята, а где может жить улыбка (Пример: на лице, на кофте, в душе и
тд.)
В. : Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В. : Что у нас еще осталось в сундучке. А здесь сказка «Красная шапочка». Но по-моему что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси
ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка. И Т. Д.
В. : Еще одно окошка открылось. Почти все окна открылись. Следующее задание в сундучке Здесь написано, что надо пересказать свою любимую сказку по составленной модели. На доске вывешена модель (на модели любые символы соответствующие вопросу):
1. Название сказки?
2. Кто написал?
3. Имя главного героя?
4. Какой характер?
5. Во что любит одеваться?
6."что бы ты сделал,если бы твой герой пришел к тебе в гости?"
Вызывается 2-3 ребенка по - выбору. Они рассказывают о своей любимой сказке по предложенной схеме.
Физминутка «Волшебные растения»
В. : Встаньте на ноги и представьте, что мы оказались в волшебном лесу, возле волшебного замка с нашей заколдованной принцессой и вы превратились в растения. Подумайте, кто каким растением хотел вы стать? Кто-то дубом, кто-то травинкой, может кто-то хочет быть цветочком. А теперь представьте себе что подул теплый ветерок, как ваше растение будет реагировать (варианты: сильный ветер, дождь, снег и т. д).
В. : Вот и открылись все двери и окна замка, но что вы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать. У Алёнушки-сестрицы У
несли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси -лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? - Вот вопрос. (Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда -Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней
Принцесса «благодарит» детей и раздает яблоки.