Наталья Шанина
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Русскую избу»
Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.
Задачи:
• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.);
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2015
• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
В Кузбассом крае,
В Инском – граде
В нашем саду
Создали мы русскую избу.
Собирали всё по крупицам,
Чтобы было чему удивиться.
Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в прошлое в «Русскую избу» в гости к Хозяюшке. Поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.
Клубок катиться, а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.
Хозяйка избы встречает детей у входа.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома.
Хозяйка: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Хозяйка проводит хороводную игру
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком.
Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей).
-Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей).
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (ответы детей).
Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? (ответы детей). Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (Лиственница).
Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Кто нам расскажет?
Ребё нок: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (Печь). Кто хочет рассказать о печи?
Ребё нок: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Ребё нок: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.
Воспитатель: Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? (ответы детей).
Воспитатель: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар). Кто нам расскажет о самоваре?
Ребё нок: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Воспитатель: «Новая посудина, а вся в дырках» (сито). Полина, расскажи нам про сито.
Ребё нок: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
Воспитатель: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Ребё нок: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Воспитатель: «Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Ребё нок: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Ребё нок: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Ребё нок: Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Воспитатель: «Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Ребё нок: Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Воспитатель: И у нас есть рукодельница – пряха. Эта женщина, занимающаяся ручным прядением. У неё приспособление – прялка. На прялку привязывают кудель из шерсти. Из неё получается пряжа – это скрученная нить, накрученная на веретено. (Показываю веретено с пряжей). Веретено – главная вещь в девичьей рукоделии. Оно деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.
(Хозяюшка предлагает попробовать детям пропрясть.)
Хозяйка: Веретено, знай, крутится, а на веретено нитка ложиться.
Воспитатель: Засиделись мы с вами ребята, пришла пора домой нам возвращаться.
Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Не хочу, чтобы вы от меня с пустыми руками возвращались. Русская забава – сахар, да вода – будет петушок всегда! (Вынимает петушки из сундука угощает детей.)
Славилась русская изба гостеприимствами всегда! До свидания, ребята!
Дети прощаются с хозяйкой, с помощью клубка возвращаются в группу.
Воспитатель: Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь – дорожку укажи.