Гузель Ахметзянова
Конспект НОД по развитию речи «Потерянные буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Потерянные буквы»
Задачи:
1. Упражнять детей в подборе определений, антонимов;
2. Продолжать закреплять умение считать количество слогов в слове;
3. Формировать умение составлять предложения по схеме (из двух, трех,
четырех слов);
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи;
5. Активизировать словарь детей.
6. Воспитывать у детей умение слушать окружающих.
7. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение вместе выполнять задание.
Содержание:
Организационный момент - Повторение скороговорки, сюрпризный
момент
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Потерянные буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Основная часть – Выполнение пяти заданий, для того, чтобы вернуть буквы
А, Д, М, О, П в алфавит.
Заключительная часть – проведение итога занятия в форме беседы о том, что детям сегодня понравилось, что мы делали с вами на занятии.
Материалы:
Игрушка-Мишка; алфавит, с заранее вырезанными буквами А, Д, М, О, П; карточки с разнообразными картинками, для определения слогов в слове, 4 изображения паровозиков с одним, двумя, тремя, четырьмя окошками; картина мальчика и девочки, сажающих дерево; схема предложений из 2х,
3х, 4х слов; На листе А4 написанное предложение «Пришла весна» и под предложением нарисованные восклицательный, вопросительный знаки и точка
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель заводит детей с приемной комнаты.
- Садитесь ребята за столы. Сели красиво - ножки вместе, ручки лежат на столе, глазки подняли на меня.
(Воспитатель незаметно стучит по какому- либо предмету)
- Ребята вы слышите, кто - то стучится?
Ответ детей: Да
- Посмотрите, это мишка, он пришел к нам в гости не просто так, у Мишутки случилась беда, он играл с буквами, называл буквы не правильно, буквы на него обиделись и спрятались.
(Воспитатель показывает детям алфавит, в котором не хватает букв).
- Посмотрите, сколько букв не хватает?
Ответ детей: Пять.
-Давайте посмотрим, какие это буквы. Это А, Д, М, О, П.
- Если мы не вернем обиженные буквы, то не сможем читать сказки и писать. Ну что, ребята поможем мишутке вернуть буквы?
Ответ детей: Да.
- Чтобы вернуть обиженные буквы, нам надо выполнить несколько заданий?
Основная часть
- Для начала давайте вспомним скороговорку, которую мы с вами учили на прошлом занятии, кто может мне ее рассказать?
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Сани скок — Сеньку с ног.
Саньку в бок, Соньку в лоб.
- Какие звуки мы изучали с вами на прошлом занятии?
Ответ детей: Звук «С» «С’»
- Правильно ребята. А мишка – то нас ждет. Мы поиграем с вами игру «Скажи наоборот». Я буду говорить вам слово, а вы должны сказать слово наоборот. Например, я скажу день, а вы что ответите?
Ответ детей: Ночь
- Правильно. Но чтобы обиженная буква вернулась, нам надо сказать все правильно, поэтому не торопимся, думаем.
- День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая
- Что может быть широкой?
Ответ детей: Дверь
длинное – короткое
- Что может быть и длинным и коротким?
Ответ детей:
сильный – слабый
- Кто у нас может быть сильным?
Ответ детей: Спортсмен
веселая – грустная
высокий – низкий
Смеется – плачет
Лежит – сидит
Закрыть – открыть
Взлетает – садится
Надевает – снимает.
-Молодцы ребята, справились с первым заданием, вот и одна обиженная буква к нам пришла (воспитатель показывает детям букву А). Какая это буква?
Ответ детей: Это буква А.
-Правильно ребята, давайте вернем ее в алфавит (воспитатель крепит букву на нужное место в алфавите).
- Теперь, ребята, давайте встанем и пройдем к этому столику (дети идут)
(Около стола полукругом стоят стулья) садитесь ребята на стульчики. Сели красиво, ножки вместе, спинку держим прямо.
- Буква Д прислала нам задание и сказала, что если мы его сможем сделать, то она вернется в алфавит, сделаем ребята?
Ответ детей: Да
(Воспит. показывает детям карточки с картинками)
- Я вам буду говорить слова с карточек, а на этом столе лежат четыре паровозика, один паровозик - с одним окошком, другой- с двумя окошками, трети- с тремя окошками и четвертый -с четырьмя окошками (воспит. показывает паровозики) как вы думаете, что нам с вами нужно сделать?
Ответ детей: нужно посчитать, сколько слогов и положить в тот паровозик, который подходит для этого слова.
- Правильно ребята.
А как узнать сколько слогов в слове?
Ответ детей: Сколько гласных в слове, столько и слогов.
-Правильно. А как мы с вами считаем слоги?
Ответ детей: Подставить ладошку к подбородку и говорить слово, сколько раз подбородок заденет ладошку - столько и гласных звуков, значит столько же слогов.
- Правильно. Смотрим на карточку и слушаем первое слово - Шарик
-Сколько слогов в этом слове? Подставьте руку под подбородок и посчитайте.
Ответ детей: В этом слове два слога
- Правильно, значит, в какой паровозик мо положим эту картинку?
Ответ детей: В паровозик, в котором два окошка.
- Идем Эльза, положи картинку (эльза подходит к столу и кладет)
(Всего 16 слов).
-Когда мы делали это задание, за нами смотрела обиженная буковка, она обрадовалась тому, что мы хорошо можем определять слоги и пришла, вот она (воспит. показывает букву Д). Какая это буква?
Ответ детей: Это буква Д.
- Правильно, давайте вернем ее в алфавит (воспит. крепит букву Д на нужное место в алфавите).
-Сейчас давайте отдохнем. Встали все около своих стульчиков.
Раз, два – дружно встали, (шагаем на месте)
Руки прямо мы поставим. (руки на поясе)
Три, четыре – разведем, (руки в стороны)
Заниматься мы начнем. (наклоны вперед с касанием руками носка ноги (ле-вая рука, правая нога; правая рука-левая нога)
С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе)
Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо)
На носочки мы присели (приседания)
И как птички полетели. (Помахать руками)
Раз, два – выше голова, (шагаем на месте)
Три, четыре – руки шире! (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть!
- Сели красиво, ножки поставили вместе, ручки на коленки, спинку держим прямо. И слушаем следующее задание.
-Посмотрите, нам прислала буква М вот такую картину. (воспит. показывает детям картину, ставит ее на мольберт). Давайте посмотрим, что нарисовано на этой картине?
Ответ детей: На этой картине девочка с мальчиком сажают дерево.
-Как мы назовем мальчика
Ответ детей:
- А как назовем девочку?
Ответ детей:
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине?
Ответ детей: Весна.
- Почему вы решили, что это весна?
Ответ детей:
-Почему ребята решили посадить дерево?
Ответ детей: Потому, что одно большое дерево сломалось, и ребята решили посадить новое дерево.
- Правильно ребята, вот какие вы умные. Что даже буковка М перестала обижаться и пришла к нам. (воспит. показывает букву М и крепет ее в алфавит).
-А теперь ребята, сложное задание.
Вот нам буква О прислала вот такие схемы, я не знаю что это, может быть вы знаете? (воспит. показывает детям схемы предложений)
Ответ детей: Это схемы предложений.
-Точно, я тоже вспомнила.
-Давайте по этим схемам составим предложения из этой картины.
(дети составляют по схеме сначала предложение из двух слов, потом предложение из трех слов и из четырех слов.
Воспитатель проверяет детей, если они говорят предложения, которые не соответствуют схеме, она их поправляет.
- Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились и буква О тоже решила вернуться в алфавит (воспит. крепит букву О на алфавит).
- теперь ребята, давайте сядем на свой места за столами.
(Дети садятся за столы)
- Посмотрите на алфавит и скажите, всели буквы, к нам вернулись?
Ответ детей: Нет, не хватает одной буквы
- Правильно ребята, еще одна буква осталась обиженной. Вы хотите ее вернуть?
Ответ детей: Да
- Посмотрите, буква П прислала нам вот такую интересную заколдованную картинку, Что это такое? (воспит. показывает детям картинку, на которой написано предложение «Пришла весна» и в квадратиках нарисованы: восклицательный, вопросительный знаки, и точка). Как вы думаете, какая буква к нам вернется, если мы выполним это задание?
Ответ детей: Буква П
-Правильно. А что это за знаки знаки (воспит показывает на вопросительный и восклицательный знаки)
Ответ детей: Это вопросительный, восклицательный знаки и точка.
- Правильно. Алина, прочитай мне предложение «Пришла весна» с восклицательным знаком (воспит. показывает на восклицательный знак)
Алина говорит: Пришла весна!
- Молодец, а теперь ты Витя
Витя говорит: Пришла весна!
-теперь только мальчики
Мальчики говорят : Пришла весна!
-Теперь только девочки.
девочки говорят: Пришла весна!
- Как будет звучать предложение «Пришла весна» Вот с этим знаком. (воспит. показывает на вопросительный знак).
Ответ детей: Пришла весна?
-Правильно. Скажи Карина.
Карина говорит: Пришла весна?
-Скажи Ильназ
Ильназ говорит: Пришла весна?
-А теперь скажут только девочки.
Девочки говорят: Пришла весна?
-Теперь только мальчики
Мальчики говорят: Пришла весна?
-Молодцы ребята, все вы знаете, все вы умеете.
Сейчас я скажу вам это предложение, а вы скажете, какой знак нужно поставить в конце. «Весна пришла».
Ответ детей: Точка.
-Правильно ставим точку, потому, что я повествую. Повторите
дети повторяют: Повествую.
-Молодцы, вот и буква П перестала обижаться на мишку и пришла.
Заключительная часть.
-Ребята, посмотрите, все буквы вернулись в алфавит?
Ответ детей: Да
- Что мы сегодня с вами делали?
Ответ детей:
-А что вам понравилось больше всего?
Ответ детей:
-Мишка говорит, что он очень рад тому, что вы ему помогли вернуть буквы и он обещает, что теперь будет всегда внимательным и никогда не будет обижать буквы.