ирина кочеткова
Конспект НОД по развитию речи «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА «ОСЕНЬ»
Обучающие задачи:
o Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связано, в логические последовательности;
o Развивать словарный запас – называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц,волк, используя мнемотехническую таблицу;
o Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
• Формировать умение соотносить знаковые символы с образом.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить;
• Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Осень»; игрушка заяц и шапочка – маска волка для него, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча, магнитофонные записи (плач зайки; П. И. Чайковский «Октябрь»).
Предварительная работа:
• Экскурсии и наблюдение в природе;
• Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Заяц», «Волк», «Осень»;
• Показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу;
• Работа с тактильными дощечками;
• Пение песен про животных;
• Чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных;
• Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет», «Кто что ест?».
Ход занятия
Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».
Педагог: Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?
Дети: эта музыка спокойная, грустная, печальная, тревожная.
Педагог: Сегодня мы с вами поговорим об осени.
Звучит магнитофонная запись – плач зайки.
Но что я слышу: как будто кто-то плачет?
Появляется игрушка-зайчик с морковкой. Дальше педагог будет говорить и за зайчика Степашку.
Педагог: Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он тоже нас не боится.
Ребята гладят зайку рукой.
Педагог: А почему ты плачешь?
Степашка: Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я отнесу своим зайчатам?
Педагог: Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково?
Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.
Степашка: Спасибо, ребятки, какие вы добрые!
Педагог: Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.
Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».
Степашка: Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет, а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи (плачет).
Педагог: А сейчас узнаешь =- ребятки тебе расскажут все про волка. В этом нам поможет опять помощница – таблица. Кто хочет рассказать про волка?
Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».
Степашка: спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю все про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и заяцы».
Покружились, покружились –
в зайчиков превратились.
Степашка «надевает» шапочку – маску волка, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.
«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «волк» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от него.
Степашка:
Покружились, покружились –
И в ребяток превратились.
Дети садятся на свои места.
Степашка: на улице холодно, я не люблю осень. А вы, ребятки, любите осень?
Дети: не очень любим.
Педагог: а почему не любите осень?
Дети: осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.
Педагог: но наши ребятки в лужу не пойдут.
Степашка: а почему7
Педагог: Степашка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдет, умный лужу обойдет»?
Степашка: я умный, я бегаю по лужам – так здорово! Попробуйте, ребятки!
Педагог: что ты, что ты, нельзя бегать по лужам!
Степашка: а почему? А вот я бегаю. расскажите, почему нельзя бегать по лужам.
Дети: можно промочить ноги и заболеть.
Педагог: вот почему нельзя, Степашка, ходить и бегать по лужам.
Степашка: да, сейчас я тоже лужи буду обходить. А кому нравиться осень и почему? (ответы детей). Теперь я знаю, что в осени бывает что-то хорошее и что-то плохое.
Педагог: ребятки, а какими словами можно начать рассказ про осень?
Дети: наступила осень, пришла осень.
Педагог: а какими словами можно закончить рассказ?
Дети: я люблю осень, потому что…
Педагог: а сейчас давайте нашему зайчику расскажем все, что мы знаем про осень. В этом нам поможет наша помощница – таблица.
Рассказывание по мнемотаблице «Осень».
Осень
Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он полетел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог вносит в группу свечу, ставит на стол.
Педагог: пламя свечи – это символ тепла, любви и добра, и вот вам передаю тепло, любовь, добро. Посмотрите на пламя свечи.
Пауза.
Педагог: сейчас руки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно слушали музыку. Придумывали ласковые слова зайчику. Красивые рассказы про зайца и про волка придумали дети. Дружно играли в игру «Зайцы и волк». Придумывали начало и конец рассказа дети
Вы чудесно отдохнули, а сейчас занятие закончилось. у Степашки есть для вас угощение!