Любовь Коржаева
НОД по развитию речи «Осень» для детей старшего возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи на тему «ОСЕНЬ» в старшей группе для детей с ОНР.
Воспитатель старшей группы компенсирующего назначения,
1 квалификационной категории Коржаева Любовь Владимировна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» городского округа Шуя.
Цель: обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.
Образовательные:
• Уточнить знания детей об осени;
Публикация «НОД по развитию речи „Осень“ для детей старшего возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Расширить словарь детей именами существительными (осадки, град, туман, снег, дождь); активизировать в речи глаголы (падает, кружится, висит, лежит и т. д., имена прилагательные (кленовый, дубовый, березовый).
• Закрепить навыки образования прилагательных от имен существительных и наречий : дождливая, ветреная, пасмурная, хмурая, ясная, сырая.
• Совершенствовать умения правильно составлять предложения, внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Развивающие :
• Развивать мелкую моторику.
• Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие;
• Развивать интерес к выполнению заданий.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе;
• Воспитывать культуру речевого общения.
Здоровьесберегающие:
• Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Индивидуальная работа: Денис, Настя – автоматизация звуков [ л ], [ л,].
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Материал: венок Осени, листочки, зонтик, картинки с изображением признаков осени, осадков (дождь, снег, град, туман, осенний пейзаж (цветной и черно – белый, конверты для д/и «Собери картинку», мяч, поднос, красные и зеленые карточки - подарки, тренажер речевой активизации.
Занятие
Воспитатель:
Здравствуйте милые дети!
Вы прекрасней всех на свете!
Вот таких хороших и пригожих
Я приглашаю поиграть!
(Создание эмоционального положительного настроя).
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
- Посмотрю на ваши лица
- С кем бы мне здесь подружиться?
Я - Любовь Владимировна, а ты кто?
(прикрепляю к одежде детей бейдж двух цветов в соответствии с уровнем развития детей)
игра «Поздоровайтесь ладошками»,
А умеете ли вы разгадывать загадки?
А сможете ли дослушать ее до конца?
Пусто в поле, дождь идёт,
Ветерок срывает листья,
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли,
Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен,
Догадайся милый друг,
Что за время года!
Дети: Осень
Воспитатель: - Ребята, когда я шла в детский сад, на ладонь мне опустился кленовый листок и прошептал, что с госпожой Осенью что-то случилось. А что? Пусть она расскажет вам сама.
Тогда закройте глаза и позовите Осень.
«Осень! Осень приходи, наших деток удиви»
(Воспитатель надевает венок осени).
Воспитатель в роли Осени :
Всех ребяток я за сказкой
Приглашаю в лес сходить.
По листочкам мы пойдем,
В лес чудесный попадем.
(идут по листочкам)
В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой,
Он руками замахал,
Краски осени заколдовал.
Осень : Посмотрите, каким скучным и невзрачным стал мой лес
(Обращаю внимание на черно – белое изображение осеннего пейзажа).
Что бы их расколдовать, об осени много надо знать, а вы знаете?
Вот сейчас это узнаем:
В руки ты его возьмешь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пройдет- его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
(Зонт)
Вот такая красивая отгадка есть у нас.
Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный.
Над кем окажется зонтик, тот и будет рассказывать про осень.
А помогут нам в этом картинки. Выбирайте.
(дети с подноса берут любую картинку)
( Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут моросящие, затяжные дожди»)
(дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени :
Осенью часто идут дожди.
Осенью птицы улетают на юг.
Осенью люди надевают теплую одежду.
Осенью люди собирают урожай.
Осенью животные готовятся к зиме.
Осенью в лесу появляются грибы и ягоды.
Осенью солнце светит, но не греет.
А еще Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее, вы заметили это?
Осень : Ребятки, а вы смотрите по телевизору прогноз погоды? Диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки?
Что это? (дождь, снег, град, туман).
(показывает картинки)
Осень : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, компьютер, послушать радио, по термометру).
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос: Какая бывает погода осенью?
Игра "Погода осенью"
если идет дождь - дождливая.
• Когда дует ветер - ветреная
• Холодно - холодная
• Пасмурно - пасмурная
• Сыро - сырая
• Хмуро - хмурая
• Ясно - ясная
Воспитатель: Отлично: Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Осень : Следующее задание спрятано в конверте. Подойдите к столу
И возьмите конверт с кружочком такого же цвета, как ваша карточка на груди. Нашли? Усаживайтесь поудобней. Сначала подготовим пальчики.
Физминутка (Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.
соберём осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Переверните конверт, видите, что на нем нарисовано? Пальчиком по контуру пройдем и листочек обведем. А теперь достаньте из конверта и соберите свой листочек.
Д / и ”Сложи картинку”.
(Составление целого осеннего листочка из 6 частей.).
-Выкладывайте.
Индивидуальная работа
-Назовите свой лист (дубовый, кленовый, березовый, рябиновый, осиновый)
Тренажер речевой активизиции.
Оживим картинку. Что это? (листок) Подберите слова – действия к этому слову, а обозначать их будем вот такой карточкой с двумя полосками. Что делает листок? (Кружится, падает, висит, летит)
Устали? Поиграем в игру:
Подвижная игра «Найди пару»
Дети идут по кругу со словами:
«Мы по лесу шли и листочки нашли.
Раз, два, три - лист скорей бери!»
Каждый берёт листок.
Воспитатель: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета,
Листья с одного дерева»
Воспитатель: Закончилось наше путешествие.
Проверим наши знания об осени : если ответ на вопрос – ДА! – хлопните в ладоши, если - НЕТ! – поставьте руки на пояс.
-Осенью растут грибы?
-Тучки солнце закрывают?
-Колючий ветер прилетает?
-Туманы осенью плывут?
-Ну а птицы гнезда вьют?
-А букашки прилетают?
-Урожай все собирают?
-Птичьи стаи улетают?
-Часто-часто льют дожди?
-Достаем ли сапоги?
-Солнце светит очень жарко?
-Можно детям загорать?
-Ну а что же надо делать-
-Куртки, шапки надевать?
Осень : - Спасибо, ребята, за помощь! Мой лес снова засиял осенними красками.
Вот и настала пора вам отправляться в детский сад.
Закройте глазки и скажите: До свидания, Осень….
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись.
(Дети прощаются с Осенью).
(Воспитатель снимает венок осени).
Воспитатель:
Понравилось вам путешествие?
Дети. Да.
Воспитатель. Чем занимались во время путешествия? Что понравилось? Что нового узнали? А дома не забудьте посмотреть в окошко. Что на окошке может висеть? Этот прибор показывает температуру воздуха на улице. Как он называется? (термометр)
Воспитатель: Ребята, а вам трудно было в пути, всё ли у вас получилось?
Воспитатель: госпожа Осень оставила вам подарки. Кто считает, что справился со всеми заданиями, возьмите картинки с листочками на зеленом фоне, а кому было немножко трудно возьмите на красном фоне.
Воспитатель: А как вы думаете, почему у вас всё получилось?
Дети: Потому что мы были дружными, старательными, внимательными. Молодцы!
Воспитатель: Вы меня сегодня очень порадовали своими ответами, умели слушать своих друзей, помогли Осени. Подарки госпожи Осени можете положить в шкафчики и раскрасить дома.
А сейчас мы с вами отправляемся на прогулку.