Докучаева Юлия
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности «Зимняя рыбалка»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1»
Конспект образовательной деятельности
для детей старшей группы компенсирующей направленности
на тему «Зимняя рыбалка»
Образовательная область:
«Речевое развитие"
Подготовила:
Докучаева Юлия Владимировна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Приозерск 2023 год
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности „Зимняя рыбалка“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбалка. Конспекты занятий
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Конспект НОД по развитию речи.
Тема: «Зимняя рыбалка».
Цель: Развитие речевой активность детей по изучаемой лексической теме «Зимняя рыбалка».
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Способствовать освоению новых слов: рыбы Ладожского озера, рыболовное снаряжение;
Создать условия для развития творческого воображения и речи воспитанников;
Продолжать работу по совершенствованию звукопроизносительных навыков
воспитанников;
Учить образовывать родственные слова к слову «рыба»;
Учить образовывать существительные с помощью уменьшительно –
ласкательных суффиксов.
Коррекционно-развивающие :
Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику;
Формировать силу и длительность речевого выдоха;
Совершенствовать коммуникативные навыки и психические процессы
(память, внимание, мышление).
Воспитательные:
Продолжать прививать бережное отношение к природе, родному
краю;
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности.
Методы и приё мы:
Словесные:
художественное слово - стихотворение, объяснение, вопросы к детям по ходу деятельности, уточнение, указания к действию, похвала, поощрение.
Наглядные:
презентация «Зимняя рыбалка» на планшете, картинки на экране: лыжники, зимний лес, ветер шумит в ветвях деревьев, белка, дятел, вьюга, рыбаки на Ладожском озере.
Практические:
игры: «Что услышал, повтори», «Коловорот», пальчиковая игра «Рыбка», «Рыбалка», «Ах как вкусно пахнет», «Подуй на чай», «Метель», со снежным комочком «Семейка слов».
Предварительная работа:
рассматривание плаката «Рыбы» - стационарное наглядное пособие «Окружающий мир. «Растения и Животные», разучивание пальчиковой игры «Рыбка», чтение сказок «Лисичка сестричка и волк», «По щучьему веленью», рисование «Красноперка».
Материалы, инструменты, оборудование:
интерактивная песочница, проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, колонка музыкальная, планшет, набор влажных салфеток, бутылка со стихотворением о рыбалке, стаканчики с трубочками и пенопластовыми шариками внутри, снежный комочек, набор рыб - обитателей Ладожского озера с магнитами, контейнер (лунка, рыболовный ящик, удочка, термос, стаканчики, снежное бревно (скамейка, веселая композиция для лыжной ходьбы «Сваты. Лыжники», музыка «Звуки природы» и картинки к ним на экране, смайлики «рыбки», магнитная доска.
Содержание образовательной деятельности:
I. Организационная часть:
Психологический настрой:
Воспитатель звенит в колокольчик, читает стихотворение, дети подходят.
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Улыбаясь, берутся за руки.
Мотивационная часть:
Сюрпризный момент
Воспитатель предлагает обратить внимание на интерактивную песочницу.
- Ребята, смотрите какой необычный водоем. Здесь аквариумные рыбки и разные морские животные. Вы можете их потрогать, погладить и поймать. Дети играют вместе с воспитателем и находят бутылку с запиской (стихотворение И. Николаевич «На рыбалку»).
Воспитатель смотрит на картинку со стихотворением, и обращается к детям.
- Хотите узнать историю про мальчика? (читает стихотворение наизусть.)
Встанем с папой в пять утра
На рыбалку нам пора
Как большой пойду я с папой
И совсем не буду плакать
Мы улов свой принесем
Угостим ухой весь дом.
- Где был мальчик с папой?
- Кто из вас был на рыбалке?
Воспитатель предлагает отправиться на рыбалку.
- Какое время года?
- На какую рыбалку отправимся?
- Мы будем рыбачить на озере. Как оно называется? (Ладожское).
- Перед рыбалкой нам надо подготовиться, и поможет в этом «Умная видеокнига».
II. Основная часть:
1. «Умная видеокнига» рассуждения детей о зимней рыбалке на планшете, презентация «Зимняя рыбалка» (что нужно для рыбалки, рыбы озера, советы от сказочных героев) – развитие речевой активности.
- Мы готовы, берем рыболовные снаряжение, в путь!
На экране картинка «Лыжники»
- Мы доберемся до озера на лыжах.
Дети под веселую музыку идут за воспитателем, имитируя лыжников.
На экране картина зимнего леса. Дети останавливаются и вместе с воспитателем рассматривают красоту зимнего леса, слушают звуки природы.
2. «Что услышал, повтори» ( звуки природы: шум ветра, белка цокает, дятел стучит, вьюга воет) артикуляционная гимнастика.
Дети прибыли на озеро.
- По тропинке мы идем удочки с собой несем.
3. «Коловорот»
Выходят на лед, делают лунки - имитируя работу коловоротом, произносят (ш- ш- ш -ш -ш -ш) автоматизация звука [ш], греют руки.
4. «Рыбка» пальчиковая игра, развитие ручной моторики.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы тебя хотим поймать!
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Рыбак садиться на ящик рыбачит, дети по очереди ловят рыбу, передают удочку,
- Рыбку поймал, удочку передал.
5. «Рыбалка» активизация словаря - названия рыб Ладожского озера. Дети рассматривают своих рыб и отвечают на вопрос воспитателя
- Кого ты поймал?
Если ребенок затрудняется, то педагог помогает
- У тебя плотва.
Ребенок отвечает
- Я поймал плотву. И так далее.
Дети убирают рыб в ящик, называя ласково пойманную рыбку.
6. «Назови ласково» - образование слов с помощью уменьшительно -ласкательных суффиксов.
Дети с воспитателем сходят на берег, уходят от холодного ветра на льду, садятся на бревнышко.
Воспитатель обращает внимание детей.
- Сколько снега вокруг, ах метелица ковром шелковым стелется.
Показывает детям стаканчики со снегом (пенопластовые шарики). Предлагает с ними поиграть, подуть в трубочку.
7. «Метель» - дыхательная гимнастика, развитие направленной строи воздуха.
Воспитатель обращает внимание, что на таком ветру очень холодно и предлагает согреться - попить чай.
8. «Ах, как вкусно пахнет», «Подуй на горячий чай», дыхательная гимнастика.
Воспитатель предлагает поиграть в игру. встать и сделать круг.
- Собирайся в кружок, раз дружок и два дружок.
9. «Семейка слов» - совершенствование грамматического строя речи - образование однокоренных слов.
- Давайте поиграем со снежным комочком и образуем слова одной семейки к слову рыба. Дети ловят «мяч» и отвечают.
- Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка).
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).
- Как еще? (рыболов).
- Куда ходит рыбак? (на рыбалку).
- Что делает рыбак? (рыбачит)
- Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).
- Какой суп варят из рыбы? (рыбный).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что пора возвращаться назад. Дети с воспитателем под веселую музыку идут на лыжах.
Заключительная часть:
Рефлексия содержания образовательного материала:
Воспитатель:
- Наша рыбалка закончилась, мы вернулись.
Воспитатель предлагает рассказать о том, где были и чем занимались по опорным картинкам на планшете (мнемотехника).
- Чем еще занимались?
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
- Понравилось ли вам? Какое у вас сейчас настроение?
- Если у вас хорошее настроение, то запустите в водоем веселую рыбку.
- Если плохое, то грустную.
Воспитатель предлагает смайлики (рыбки) на магнитах прикрепить на магнитную доску.
- У меня хорошее настроение, мне понравилась рыбалка, я прекрасно провела с вами время и выбираю веселую рыбку.
Воспитатель благодарит детей, предлагает поделится впечатлениями с приятелями и родными.