Шапошникова Анна
Конспект НОД по развитию речи «Части слов» в старшей группе
▼ Скачать
Программное содержание:
• Формировать представление о том, что слова можно разделить на части;
• Познакомить с термином «слог»;
• Учить детей делить на слоги двух- и трёхсложные слова;
• Учить называть слова с заданным слогом;
• Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
• Развивать гибкость мышления, речь детей.
• Воспитывать умение слушать сверстников.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Части слов“ в старшей группе» размещена в разделах
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, картинка с изображением малины.
Ход занятия
1. Игра «Кто у кого?»
- Ребята, я буду называть каких-либо животных, а вы в ответ называть детёнышей этих животных.
Лиса – лисёнок
Кошка – котёнок
Курица – цыплёнок
Собака – щенок
Корова – телёнок
Утка – утёнок
2. Ребята, а теперь давайте измерим хлопками все эти слова.
Например: Ли-са – ли-сё-нок.
Дети отмечают, что слово «лисёнок» длиннее слова «лиса». Затем они произносят слова по слогам и выясняют, что в слове «лиса» две части, а в слове «лисёнок» - три, поэтому оно длиннее.
- Ребята, части слова называются слогами, потому что слово слагается из них.
Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длинные и короткие. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.
При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)
Такая же работа проводится со всеми словами.
3. Игра «Отгадай моё слово»
- Ребята, я задумала слово (малина, которое начинается со слога «МА». Попробуйте отгадать моё слово. А отгадка нарисована на картинке. Она лежит у меня на столе. Я вам покажу её в конце игры.
(Игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут 10-12 слов, даже если кто-либо отгадает слово в начале игры.)
В конце игры:
- Ребята, я загадала слово – название ягоды. Какое это слово? – «Малина». – Кто отгадал моё слово? – Лиза.
– Молодец, Лиза, ты сегодня победитель!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Давайте немножко отвлечемся и представим, что мы превратились в веселых обезьянок:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
- И обратно превращаемся во внимательных ребят.
4. Игра «Кто внимательный?»
- Ребята, я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения С. Я. Маршака, слегка выделяя голосом какой-то звук в словах.
Спит спокойно
Старый слон.
Стоя спать
Умеет он.
- Какой звук вы часто слышали в этом стихотворении? (звук «С»).
- Назовите пожалуйста эти слова.
5. Игра «Какое слово лишнее?»
Лиса, роза, курица, сова.
Корова, сорока, роза, собака.
6. Игра «Волшебники»
- Нужно превратить короткое слово - в длинное. А чтобы это сделать, надо назвать мое слово «ласково»
Лес - ….(лесок) кот - ….(котик)
Дом - ….(домик) стол - ….(столик)
Куст - (кустик) флаг - ….(флажок)
дуб - …. (дубок) гриб - …. (грибок)
Нос - …. (носик) угол - ….(уголок)
Шар - ….(шарик) круг - ….(кружок)
7. Игра «Найди одинаковый слог» из ряда слов.
- Послушайте внимательно 2 слова и определите слог, который повторяется в словах.
Во-РО-на, РО-за. (РО)
Кол-ба-СА, СА-ни (СА)
Ми-мо-ЗА, ЗА-яц (ЗА)
- Умницы справились со всеми заданиями.
Итог :
- Что учились делать?
- Какая игра понравилась больше всего?