Ольга Щелконогова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических представлений для детей старшей группы «Письмо от Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
лексико-грамматических представлений
для детей старшей группы.
Тема «Письмо от Осени»
Цель: закрепление знаний детей об осенних явлениях.
Программные задачи:
1. Закреплять знаний детей об осенних приметах.
2. Учить отвечать полным предложением.
3. Продолжать развивать умение детей образовывать слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
4. Упражнять в подборе прилагательных к существительным.
5. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
6. Продолжать учить согласовывать движения со словами текста. (Физминутка)
7. Воспитывать в детях добрые чувства, взаимопомощь и сопереживание.
Предварительная работа: Беседа об осени, наблюдение за природными явлениями.
Оборудование: Письмо от осени, кукольный театр (еж, белка, крот, лиса, листочки (рябиновые, кленовые, дубовые, березовые, нарисованное платье для осени, раскраски с осенними листьями, презентация.
Ход НОД
Дети стоят в кругу.
Логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Логопед: Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.
Логопед: Сегодня утром в нашу группу почтальон принес письмо. От кого же оно? Я поняла, чтобы узнать от кого оно, нужно отгадать загадку. Присаживайтесь на места.
Несу я урожай,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая? (Осень)
Логопед: Правильно. Это Осень. Давайте я прочитаю, что же нам написала осень. (Воспитатель достает письмо из конверта и читает)
Письмо: Дорогие ребята, здравствуйте! Осенний ветер рассказал мне, что вы любите играть, заниматься и многому уже научились. По этому, хочу задать вам вопросы.
Логопед: А вот и карточка с вопросами (Достает из конверта).
- Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
- Какая стоит погода осенью? (Дождливая, пасмурная, солнечная)
- Что происходит осенью с деревьями? (листья меняют цвет, сбрасывают листву.) А как называется явление, когда листья падают? (Листопад)
- А что происходит осенью с птицами? (Улетают в теплые края)
-А что происходит с животными осенью? (Готовятся к зиме, меняют шубки, готовят запасы)
- А что делают осенью люди в саду и огороде? (Собирают урожай)
Логопед: Молодцы ребята. Вы хорошо знакомы с осенними изменениями в природе. Давайте я прочитаю, что же еще пишет нам осень.
Письмо: у меня к вам просьба, помогите украсить мой сарафан, сделать его ярким и нарядным.
Логопед: ну что ребята, поможем Осени, сделать сарафан ярким и нарядным?
Дети: Да.
Логопед: Я предлагаю отправиться в осенний лес и найти самые красивые листочки для сарафана. А для этого встанем и скажем волшебные слова.
"Повертелись, покружились,
и в лесу мы очутились!
(На экране появляется картинка осеннего леса,
дети садятся на места)
1. Логопед: Вот мы и оказались в осеннем лесу. Присаживайтесь на места.
Он живёт в норе под ёлкой,
Носит колкие иголки.
Если вдруг клубком свернётся –
Хищный зверь ни с чем вернётся.
В зубы, в лапы не возьмёшь
Как его прозвали?
Дети: Еж (воспитатель достает ежа и одевает на руку)
Логопед: Правильно. Здравствуй еж. Помоги нам, пожалуйста, найти самые красивые листочки для того, чтобы украсить сарафан Осени.
Еж. Здравствуйте ребята. Я помогу вам, только вы сначала попробуйте справиться с моим заданием. Надо найти лишний предмет, назвать его, и объяснить, почему он лишний.
Логопед. С этим мы справимся. (На экране появляются картинки.) Какой предмет лишний и почему?
Игра «Четвертый лишний»
- Мухомор, лисичка, подберезовик, белый гриб.
- Синичка, воробей, зайчик, дятел.
Еж: Молодцы ребята, за это я вам дам листочки. (Воспитатель достает листочки из мешка ежика, показывает их детям)
Логопед: как называются эти листочки? (Дубовые) Как называется дерево, на котором они растут? (Дуб) Большое спасибо ежик, Нам пора отправляться в путь. До свидания. (Убрать ежика). Встаньте у своих мест.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
Логопед: присаживайтесь.
2. Логопед: слушайте загадку.
Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее… (Лиса)
Логопед: Здравствуй лиса. Помоги нам найти самые красивые листочки чтобы украсить сарафан Осени.
Лиса: Так и быть помогу вам, но уж очень я люблю ласковые слова. Называйте все слова ласково, а я вам за это подарю самые красивые листочки.
Воспитатель: А мы знаем такие слова. Давайте поиграем в игру, назови ласково. Встаньте около своих мест, я буду называть слово, а вы ласково.
Игра «Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек,
солнце — солнышко,
лужа — лужица,
дерево — деревце,
ветер — ветерок,
лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка,
лес — лесок,
сад — садик,
птица — птичка.
Лиса – лисичка.
Трава - травка.
Лиса: Молодцы ребята, так и быть дам вам красивые листочки. (Воспитатель достает из мешочка лисы листочки)
Логопед: как называются эти листочки? (Кленовые) Как называется дерево, на котором они растут? (Клен) Большое спасибо лиса, нам пора отправляться дальше в путь. До свидания. (Воспитатель убирает Лису)
Логопед: отправляемся дальше в путь. Встанем около своих стульев.
Физминутка.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи, (Руки вверх.)
Не пробьется солнца лучик.
Ветер дует с высоты, (Плавные движения руками)
Вянут травы и цветы.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем листья собирать.
Логопед: Молодцы, присаживайтесь.
3. Логопед. Отгадайте следующую загадку.
Его слепым зовут не зря,
Но это не беда, друзья:
Он под землёй построил дом
И вся семья резвится в нём. (Крот)
Логопед: здравствуй крот, не мог бы ты дать нам листочков чтобы украсить сарафан осени?
Крот: я могу вам помочь, у меня есть подходящие для вас листья. Но сначала расскажите мне какая она эта Осень? Я плохо вижу, и не могу ее разглядеть.
Логопед: Сейчас Мы тебе расскажем об осени. Предлагаю поиграть в игру «Какая осень?» для этого нужно ответить на вопрос и подобрать как можно больше слов. Встаньте около своих мест.
Игра «Какая Осень?»
[/b]Логопед: Осень какая? Хмурая, пасмурная, дождливая, солнечная, яркая, нарядная, холодная, теплая, ветреная, разноцветная… (передавать листочек)
Крот: Спасибо ребята, возьмите за это листочки из моего мешка. (Воспитатель достает листья из мешка)
Логопед: как называются эти листочки? (Березовые) Как называется дерево, на котором растут эти листочки? (Береза) Спасибо Крот! Нам пора отправляться дальше. До свидания.
По дороге мы идем,
Листья сыплются дождем.
Красно – желтый листопад
Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)
4. Логопед. Отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Логопед: Правильно! (Достает белку и одевает на руку). Здравствуй белочка! Помоги нам найти красивые листочки для осеннего наряда.
Белочка: Здравствуйте ребята. Я помогу вам, но сначала вы помогите мне. Я никак не могу посчитать свои запасы.
Логопед: Не переживай белочка мы тебе поможем. Показывай свои запасы.
Игра "Посчитай"
Дети считают:
- один гриб, два гриба… пять грибов,
- одна шишка, две шишки… пять шишек.
Белочка: Молодцы ребята. Возьмите за это листочки в моем мешочке. (Воспитатель достает листочки).
Логопед: Ребята, как называются эти листочки? (рябиновые) Как называется дерево, на котором они растут? (Рябина) Спасибо Белочка за твою помощь, а нам пора возвращаться в детский сад. До свидания. (Воспитатель убирает белочку) Давайте встанем у своих стульев и произнесем волшебные слова.
«Повертелись, покружились.
И в детском саду мы очутились»
Логопед: Вот, сколько листочков мы собрали. (Показать корзинку).
Логопед: А вот и наряд осени. (Воспитатель показывает белый сарафан, нарисованный на бумаге) Давайте его украсим. Девочки подойдут, возьмут по одному листочку и приклеят его на наряд. Теперь Мальчики подойдите, возьмите по одному листочку и приклейте к наряду.
Логопед: Какой красивый наряд получился для осени. (На экране появляется осень, в сарафане.) Яркий, красочный. Ребята скажите, что на занятии вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей)
Осень нас благодарит, и в знак благодарности дарит нам вот такие раскраски с осенними листочками, чтобы вы ее не забыли.