Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звук [к]» (8 фото)

Елена Юрасова
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звук [к]»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с согласным звуком К, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

Задачи:

коррекционные:

- развивать фонематический слух (выделение звука К из ряда звуков, слогов, слов)

образовательные:

- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;

- упражнять в звуковом анализе односложных слов;

- продолжить формировать навыки оценивания своей деятельности (легко – сложно (предпосылки регулятивных УУД);

развивающие :

Публикация «Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе „Звук [к]“» размещена в разделах

- развивать фонематическое восприятие (упражнять в определении позиции звука в слове);

- развивать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога (предпосылки регулятивных УУД);

воспитательные:

- продолжить формировать умения слушать собеседника, не перебивая (предпосылки регулятивных УУД).

Оборудование:

Фишки, зеркала, схема для характеристики звуков, символ звука К, предметные картинки с изображением колобка и других сказочных героев, воздушные шары со схемами позиции звука в слове, карточки для индивидуальной работы, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности:

1. Орг. момент.

Цель: настроить детей на занятие.

Инструкция: посмотрите на правила, вспомнили их.

2. Актуализация знаний детей.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: закрепить понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук».

Инструкция: К нам в гости кто-то пришел, а кто не знаю (герой закрыт). Чтобы узнать, надо выложить звуковую дорожку к гостю. (Педагог называет звуки, дети выкладывают фишками дорожку: а, у, т, м, и, н'; один ребенок работает у доски).

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звук [к]»
Фото «Звук [к]»

Проверка: Поставили палец правой руки на первую фишку, Саша называет цвет фишек.

3. Сообщение темы.

Цель: ввести в тему занятия.

Инструкция: Кто же к нам пришел? (Колобок). А кто это – Колобок?

Послушайте внимательно, что интересного вы услышали в его имени? (Два звука К). А где они спрятались в слове? (в начале и в конце слова). С каким звуком мы будем играть? Произнесем его вместе.

4. Характеристика звука К.

Цель: упражнять детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на артикуляцию.

Инструкция: произносите звук К и понаблюдайте за своим ртом (работа с зеркалом).

- Что делают губы, зубы, язык?

- Как выходит воздух?

- Это гласный звук? Почему?

- Это согласный звук.

- Звук К мягкий или твердый?

- Каким цветом будем его обозначать?

Анализ звука с опорой на схему

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе - фото

Показ символа звука К.

5. Развитие фонематических процессов.

а). Игра «Ушки на макушке».

Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне звуков, слогов).

Инструкция: все присели, я называю звуки, если услышите звук К – подпрыгните.

- а, т, к, о, м, к, в, к, к.

А теперь слушайте слоги

- мэ, ка, ты, ок, эк, кы.

б). Игра «Услышь звук»

Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне слов).

Инструкция: У Колобка много друзей – сказочных героев. Давайте определим, в названии каких сказочных героев слышится звук К. (Дети получают предметные картинки. Если в названии героя слышится звук К, ставим картинку к символу звука К, если не слышится – к зачеркнутому символу, кто сомневается – может поставить картинку к знаку вопроса).

Фото №1 Цель познакомить детей с согласным звуком К способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки

Проверка совместно с детьми.

г). Игра «Воздушные шары».

Цель: упражнять в определении позиции звука в слове.

Инструкция: сказочные герои собрались в путешествие, надо им помочь занять места в воздушных шарах. Если звук К слышится в начале слова, герой полетит в первом шаре, если в середине – во втором. Если в конце – в третьем (на шарах схемы с обозначением позиции звука в слове).

Фото №2 Конспекты занятий Конспекты занятий

д). Звуковой анализ слова КОТ.

Цель: упражнять в звуковом анализе слов из трех звуков.

Инструкция: Назовите героя, который полетит в первом воздушном шаре и в названии которого один слог. Давайте выложим схему слова КОТ.

Произнесите слово КОТ.

Назовите первый звук. Каким цветом его обозначим? Почему?

Назовите второй звук и т. п.

Сколько в слове звуков? Сколько гласных звуков? Назовите его.

Сколько согласных звуков? Назовите их. Кто попробует назвать все звуки попорядку.

6. Закрепление полученных навыков на индивидуальном материале.

Работа с карточками по рядам.

1 ряд – «Найди героя»

2 ряд – «Назови последний звук»

Детям первого ряда необходимо найти и обвести сказочных героев, в названии которых слышится звук К.

Детям второго ряда необходимо определить последний звук в названии героя и соединить с символом.

Фото №3 Все конспекты Логопедические занятия Обучение грамоте Фото №4 Ход образовательной деятельности Фото №5 Цель настроить детей на занятие

7. Итог.

С каким звуком играли?

Какие игры понравились?

Что было трудным?

8. Оценка деятельности детей.

Самоанализ НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звук К».

Вашему вниманию было предложено подгрупповое занятие по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе. Тема занятия «Звук К». Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями «Коррекционная программа по обучению детей с ОНР» под редакцией Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планами.

Цель данного занятия - познакомить детей с согласным звуком К, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки – достигалась путем решения следующих задач:

коррекционные:

- развивать фонематический слух (выделение звука К из ряда звуков, слогов, слов)

образовательные:

- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;

- упражнять в звуковом анализе односложных слов;

- продолжить формировать навыки оценивания своей деятельности (легко - сложно);

развивающие :

- развивать фонематическое восприятие (упражнять в определении позиции звука в слове);

- развивать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога;

воспитательные:

- продолжить формировать умения слушать собеседника, не перебивая.

Содержание и организация занятия были построены с учетом общедидактических и специальных принципов.

Общедидактические:

- принцип доступности, последовательности и систематичности (занятия носят систематический характер, задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития, от простого к сложному);

- принцип сознательности и активности (дети активно участвуют в занятии, подобраны приемы, позволяющие добиваться более полного осмысления изучаемого материала детьми);

- принцип наглядности (реализуется в широком использовании наглядности на протяжении всего занятия);

- принцип индивидуального подхода ( реализуется путем использования вопросов разного типа: прямых, наводящих, подсказывающих, в использовании индивидуального материала на этапе закрепления).

- принцип ведущего вида деятельности (использование игровых приемов).

Специальные:

- принцип поэтапности (на занятии соблюдаются последовательность предъявления форм звукового анализа – дети способны выделять звук из слов. Выделять первый и последний звуки, в данный момент идет продолжение работы по совершенствованию навыков определения позиции звука в слове и переход к полному звуковому анализу; умственные действия формируются с опорой на материальные средства, анализ слов из двух звуков детьми освоен, на данном этапе – освоение анализа слов из трех звуков);

- принцип коррекционно компенсирующей направленности (построение образовательного процесса идет с опорой на сохранные анализаторы и функции, т. к. у детей страдает фонематический слух, дополнительно к слуховой опоре добавляются зрительная и кинестетическая);

- принцип взаимосвязи с другими высшими психическими функциями (в ходе занятия были активизированы следующие психические процессы : слуховое внимание, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление).

Выбранные методы и приемы соответствуют возрастным особенностям детей.

Широко используются наглядные методы: наблюдение (анализ артикуляции через работу с зеркалом, используются символы звуков и предметные картинки, а так же схематизация (характеристика звуков осуществлялась с опорой на схему, что объясняется развитием у детей наглядно – образного мышления). Прием схематизации, на мой взгляд, позволяет добиться устойчивого внимания и восприятия характеристик звука не механически, заучивая их наизусть, а осознанно. Среди практических методов использовались приемы моделирования (работа со схемой позиции звука в слове, со звуковой схемой) и игровые упражнения. Среди словесных методов можно выделить использование объяснений или пояснений к действию, инструкции.

Этапы занятия были последовательны и взаимосвязаны: орг. момент (был несколько смазан, актуализация имеющихся знаний, введение в тему, развитие фонематических процессов, закрепление полученных навыков на индивидуальном материале, итог занятия. Индивидуальные задания (работа с карточками) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребенком. При выполнении заданий по индивидуальным карточкам использовала вариант дифференцированного подхода по уровню сложности материала. На занятии чередовались формы деятельности: фронтальная и индивидуальная, наблюдается смена видов деятельности. В занятии мной был сделан акцент на упражняемость и были подобраны задания на умение работать со звуком : слышать его, выделять из разных речевых единиц. Также в ходе занятия велась работа по развитию предпосылок регулятивных УУД: осуществляют действия в соответствии с заданной инструкцией, фиксируют затруднения (с использованием символа «?»); познавательных УУД: используют наглядные модели, способны к выведению следствий, оценивают результат своей деятельности. Считаю поставленные задачи выполненными.

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звук [к]»
Опубликовано: 31 марта 2014 в 11:56
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звук [к]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Юрасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД