Елена Юрасова
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе «Звук [к]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с согласным звуком К, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.
Задачи:
коррекционные:
- развивать фонематический слух (выделение звука К из ряда звуков, слогов, слов)
образовательные:
- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;
- упражнять в звуковом анализе односложных слов;
- продолжить формировать навыки оценивания своей деятельности (легко – сложно (предпосылки регулятивных УУД);
развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе „Звук [к]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- развивать фонематическое восприятие (упражнять в определении позиции звука в слове);
- развивать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога (предпосылки регулятивных УУД);
воспитательные:
- продолжить формировать умения слушать собеседника, не перебивая (предпосылки регулятивных УУД).
Оборудование:
Фишки, зеркала, схема для характеристики звуков, символ звука К, предметные картинки с изображением колобка и других сказочных героев, воздушные шары со схемами позиции звука в слове, карточки для индивидуальной работы, простые карандаши.
Ход образовательной деятельности:
1. Орг. момент.
Цель: настроить детей на занятие.
Инструкция: посмотрите на правила, вспомнили их.
2. Актуализация знаний детей.
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: закрепить понятия «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук».
Инструкция: К нам в гости кто-то пришел, а кто не знаю (герой закрыт). Чтобы узнать, надо выложить звуковую дорожку к гостю. (Педагог называет звуки, дети выкладывают фишками дорожку: а, у, т, м, и, н'; один ребенок работает у доски).
Проверка: Поставили палец правой руки на первую фишку, Саша называет цвет фишек.
3. Сообщение темы.
Цель: ввести в тему занятия.
Инструкция: Кто же к нам пришел? (Колобок). А кто это – Колобок?
Послушайте внимательно, что интересного вы услышали в его имени? (Два звука К). А где они спрятались в слове? (в начале и в конце слова). С каким звуком мы будем играть? Произнесем его вместе.
4. Характеристика звука К.
Цель: упражнять детей давать сравнительную характеристику звуков с опорой на артикуляцию.
Инструкция: произносите звук К и понаблюдайте за своим ртом (работа с зеркалом).
- Что делают губы, зубы, язык?
- Как выходит воздух?
- Это гласный звук? Почему?
- Это согласный звук.
- Звук К мягкий или твердый?
- Каким цветом будем его обозначать?
Анализ звука с опорой на схему
Показ символа звука К.
5. Развитие фонематических процессов.
а). Игра «Ушки на макушке».
Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне звуков, слогов).
Инструкция: все присели, я называю звуки, если услышите звук К – подпрыгните.
- а, т, к, о, м, к, в, к, к.
А теперь слушайте слоги
- мэ, ка, ты, ок, эк, кы.
б). Игра «Услышь звук»
Цель: развивать фонематический слух (узнавание звука на фоне слов).
Инструкция: У Колобка много друзей – сказочных героев. Давайте определим, в названии каких сказочных героев слышится звук К. (Дети получают предметные картинки. Если в названии героя слышится звук К, ставим картинку к символу звука К, если не слышится – к зачеркнутому символу, кто сомневается – может поставить картинку к знаку вопроса).
Проверка совместно с детьми.
г). Игра «Воздушные шары».
Цель: упражнять в определении позиции звука в слове.
Инструкция: сказочные герои собрались в путешествие, надо им помочь занять места в воздушных шарах. Если звук К слышится в начале слова, герой полетит в первом шаре, если в середине – во втором. Если в конце – в третьем (на шарах схемы с обозначением позиции звука в слове).
д). Звуковой анализ слова КОТ.
Цель: упражнять в звуковом анализе слов из трех звуков.
Инструкция: Назовите героя, который полетит в первом воздушном шаре и в названии которого один слог. Давайте выложим схему слова КОТ.
Произнесите слово КОТ.
Назовите первый звук. Каким цветом его обозначим? Почему?
Назовите второй звук и т. п.
Сколько в слове звуков? Сколько гласных звуков? Назовите его.
Сколько согласных звуков? Назовите их. Кто попробует назвать все звуки попорядку.
6. Закрепление полученных навыков на индивидуальном материале.
Работа с карточками по рядам.
1 ряд – «Найди героя»
2 ряд – «Назови последний звук»
Детям первого ряда необходимо найти и обвести сказочных героев, в названии которых слышится звук К.
Детям второго ряда необходимо определить последний звук в названии героя и соединить с символом.
7. Итог.
С каким звуком играли?
Какие игры понравились?
Что было трудным?
8. Оценка деятельности детей.
Самоанализ НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Звук К».
Вашему вниманию было предложено подгрупповое занятие по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе. Тема занятия «Звук К». Тема данного занятия определена в соответствии с программными требованиями «Коррекционная программа по обучению детей с ОНР» под редакцией Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и в соответствии с перспективным и календарно-тематическим планами.
Цель данного занятия - познакомить детей с согласным звуком К, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки – достигалась путем решения следующих задач:
коррекционные:
- развивать фонематический слух (выделение звука К из ряда звуков, слогов, слов)
образовательные:
- актуализировать знания детей о гласных и согласных звуках;
- упражнять в звуковом анализе односложных слов;
- продолжить формировать навыки оценивания своей деятельности (легко - сложно);
развивающие :
- развивать фонематическое восприятие (упражнять в определении позиции звука в слове);
- развивать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога;
воспитательные:
- продолжить формировать умения слушать собеседника, не перебивая.
Содержание и организация занятия были построены с учетом общедидактических и специальных принципов.
Общедидактические:
- принцип доступности, последовательности и систематичности (занятия носят систематический характер, задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей, зоны ближайшего развития, от простого к сложному);
- принцип сознательности и активности (дети активно участвуют в занятии, подобраны приемы, позволяющие добиваться более полного осмысления изучаемого материала детьми);
- принцип наглядности (реализуется в широком использовании наглядности на протяжении всего занятия);
- принцип индивидуального подхода ( реализуется путем использования вопросов разного типа: прямых, наводящих, подсказывающих, в использовании индивидуального материала на этапе закрепления).
- принцип ведущего вида деятельности (использование игровых приемов).
Специальные:
- принцип поэтапности (на занятии соблюдаются последовательность предъявления форм звукового анализа – дети способны выделять звук из слов. Выделять первый и последний звуки, в данный момент идет продолжение работы по совершенствованию навыков определения позиции звука в слове и переход к полному звуковому анализу; умственные действия формируются с опорой на материальные средства, анализ слов из двух звуков детьми освоен, на данном этапе – освоение анализа слов из трех звуков);
- принцип коррекционно компенсирующей направленности (построение образовательного процесса идет с опорой на сохранные анализаторы и функции, т. к. у детей страдает фонематический слух, дополнительно к слуховой опоре добавляются зрительная и кинестетическая);
- принцип взаимосвязи с другими высшими психическими функциями (в ходе занятия были активизированы следующие психические процессы : слуховое внимание, зрительное восприятие, наглядно-образное мышление).
Выбранные методы и приемы соответствуют возрастным особенностям детей.
Широко используются наглядные методы: наблюдение (анализ артикуляции через работу с зеркалом, используются символы звуков и предметные картинки, а так же схематизация (характеристика звуков осуществлялась с опорой на схему, что объясняется развитием у детей наглядно – образного мышления). Прием схематизации, на мой взгляд, позволяет добиться устойчивого внимания и восприятия характеристик звука не механически, заучивая их наизусть, а осознанно. Среди практических методов использовались приемы моделирования (работа со схемой позиции звука в слове, со звуковой схемой) и игровые упражнения. Среди словесных методов можно выделить использование объяснений или пояснений к действию, инструкции.
Этапы занятия были последовательны и взаимосвязаны: орг. момент (был несколько смазан, актуализация имеющихся знаний, введение в тему, развитие фонематических процессов, закрепление полученных навыков на индивидуальном материале, итог занятия. Индивидуальные задания (работа с карточками) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребенком. При выполнении заданий по индивидуальным карточкам использовала вариант дифференцированного подхода по уровню сложности материала. На занятии чередовались формы деятельности: фронтальная и индивидуальная, наблюдается смена видов деятельности. В занятии мной был сделан акцент на упражняемость и были подобраны задания на умение работать со звуком : слышать его, выделять из разных речевых единиц. Также в ходе занятия велась работа по развитию предпосылок регулятивных УУД: осуществляют действия в соответствии с заданной инструкцией, фиксируют затруднения (с использованием символа «?»); познавательных УУД: используют наглядные модели, способны к выведению следствий, оценивают результат своей деятельности. Считаю поставленные задачи выполненными.