Шахматова Ольга
Конспект НОД по природному, предметному, социальному миру и безопасности в подготовительной группе «Про воздух и воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по природному, предметному, социальному миру и безопасности в подготовительной группе «Про воздух и воду»
Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха, воды, показать их значение для человека, животных и растений; воспитывать бережное отношение к воде. Развивать восприятие, память, внимание, речь, познавательные интересы. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Публикация «Конспект НОД по природному, предметному, социальному миру и безопасности в подготовительной группе „Про воздух и воду“» размещена в разделах
- Безопасность на воде. Правила поведения на водоемах
- Безопасность на природе, в лесу
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Оборудование: бутылка, ведро с водой, блюдце, стакан, 2 воздушных шара, аптечные весы; схема — строение воздуха.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами узнаем без каких природных явлениях не может жить человек. А для этого вам нужно отгадать мою загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (воздух).
2. Воздух (опыт).
- Ребята, посмотрите, что в этой бутылочке? (Она пустая)
- Давайте проверим. (Бутылка топится в ведре с водой) Видите, из горлышка побежали пузырьки. Так что за Невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (Воздух).
- Верно. Удивительный газ, без которого не было б жизни на земле. Но воздух - это не просто газ, это смесь разных газов: азота, кислорода, углекислого газа, водорода и других.
- Давайте снимем с Невидимки волшебную шапку. Вот что мы получим. Красный цвет - это кислород - он самый главный. Выдыхаем мы воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уж почти без кислорода, зато в нём стало больше СО2, который для дыхания не пригоден.
- Для чего мы проветриваем комнату.
- Но кислород нужен не только для дыхания. Вот смотрите: я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? Накрываю её стаканом…погасла. А почему? Ведь бумага не вся сгорела.
- Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь, тоже забирает кислород. И углекислого газа в воздухе становится все больше и больше. Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи углекислого газа. Так и задохнуться можно!
- Но, к счастью, углекислый газ необходим растениям. И дуб, и травинка жадно ловят углекислый газ, возвращая в воздух кислород. Поэтому чем больше растений тем чище воздух.
- Как вы думаете, можно ли взвесить, скажем, 1кг воздуха?
Опыт: аптечные весы и 2 шарика - надутый и нет.
- А землю окружает огромный слой воздуха, который давит на землю, да ещё как! Воздух давит на человека весом, равным 3-м грузовикам. А почему мы не чувствуем этого? Т. к. изнутри человека тоже давит воздух и давит с силой, равной силе внешнего воздуха.
- А можно ли нарисовать Невидимку?
- Самого нет, но он очень работящий, поэтому след от него мы можем нарисовать. (Шина, надувной мяч, двери, метро, тормоза)
3. Физкультминутка «Воздушные шарики»
Встаем прямо.
Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»
А теперь насос включаем,
Воздух в шарик мы качаем.
«ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш»
Влево- раз, вправо- два,
Влево- раз, вправо- два,
Раз- два- три- четыре (2 раза)
Хорошо мы потрудились.
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка
И дома, и человечки.
(Махи руками, как крыльями)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
(Приседания)
Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с».
4. Вода
(Читает стихотворение ребенок или несколько детей)
«Откуда пришла вода» М. Рудаков.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты? Вода в ответ:
- Из далека! Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
- Откуда ты? — спросил росу.
- Поверь — из океана!
- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, я пришла из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликается всегда
Океанская вода.
- Если быстро раскрутить глобус, то он покажется одноцветным - голубым. А почему?
Вода занимает в 2 раза больше места, чем суша. Если бы земной шар был таким же гладким, как глобус, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории :
- Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать.
- Берем только те предметы, которые я называю.
5. Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
- Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
6. Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
7. Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
- Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
- Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких) : жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении. Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.
- Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Действительно, без воды и без воздуха, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять, а воздух не загрязнять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
- Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.