ольга глазкова
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
«Непростая ложка».
Цель. Формирование представлений о посуде в старину.
Задачи. Дать представление об истории возникновения ложки. Развивать умение выразительно читать наизусть небольшие стихотворные тексты. Воспитывать интерес к русским традициям, к быту русского народа в стародавние времена.
Материал. Камень, фотография первой ложки из камня, косточка, фотография ложки из кости, ложка из пластика, ложка из дерева, мешочек для ложки, 3 металлические ложки (большая, десертная, чайная, чугунок, макет русской печи, кукла- домовёнок Кузя, сундучок, баранки.
Публикация «Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Раздаточный материал. 10 пар расписных ложек.
Ход.
Воспитатель. Отгадайте загадку: «Сама не ем, а всех людей кормлю». Что это?
Дети. Ложка
Воспитатель. А для чего нужна ложка?
Дети. Чтобы кушать.
Воспитатель. А что ею можно кушать?
Дети. Суп, борщ,кашу.
Воспитатель. А вот давным - давно на Руси у людей не было ложек совсем. Как вы думаете, чем они ели?
Дети. Руками.
Воспитатель. А удобно есть руками?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Если еда горячая можно обжечься. Когда ешь руками, потом они грязные.
Воспитатель. Да, это неудобно и опасно есть руками. И вот однажды одному гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачёрпывать еду из горшка лучше, чем пить через край и доставать руками со дна то, что в нём осталось на дне, например мясо или овощи (показывает с помощью чугунка). И тогда он взял вот такой камень (берёт камень в руки, а затем даёт рассмотреть детям) и вытесал из него первую ложку. Она была вот такой (показывает фото с каменной ложкой). Как вы думаете. У этой ложки есть недостатки? Какие?
Дети. Она вся неровная. Тяжёлая.
Воспитатель. А ещё она нагревалась от еды и обжигала губы. Тогда, другой древний человек придумал сделать ложку из кости (берёт косточку и передаёт детям для рассматривания, затем демонстрирует фото с костяной ложкой). Такие ложки были гладкими и уже не обжигали губы во время еды. Но, человек на этом не остановился. Немного позже стали делать ложки из металла- бронзы и серебра (показывает). А вот бедные люди не могли себе позволить пользоваться металлическими ложками, потому что они были дорогими и стали делать ложки из дерева (показывает не расписанную деревянную ложку). Их вырезали из древесины липы. Такие ложки были лёгкими и не нагревались от пищи. А носили такие ложки в специальном мешочке у пояса (воспитатель приглашает ребёнка померить такой мешочек). Потом народные умельцы стали ложки расписывать (показывает расписанную ложку). А вы хотите побывать мастерами и расписать ложку?
Дети. Да!
Воспитатель. Тогда садитесь за столы, на них уже лежат ложки, только бумажные, вот их вы и будете украшать.
Дети садятся за столы, на которых лежат шаблоны, и придумывают свой узор для ложки. Затем раскрашивают шаблон гуашевыми красками.
Воспитатель (после изодеятельности детей). Молодцы, пока краска на ваших ложках высыхает давайте вспомним потешки о ложке, я начну, а вы закончите.
Дуйте в дудки. Бейте в ложки.
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшечки румяные!
А помните такую скороговорку?
В плошку налей окрошку,
Возьми ложку
Ешь понемножку.
Давайте проговорим ей сначала медленно, затем быстро, а потом ещё быстрее (дети произносят вместе с воспитателем).
До сегодняшнего дня остались в обиходе ложки из серебра (показывает). Во многих семьях сохранился обычай – дарить серебряную ложечку малышу, у которого появился первый зубик. Ребята, а вы какими ложками кушаете? Из чего они сделаны?
Дети. Из металла.
Воспитатель. А какие они – тяжёлые или лёгкие? А размер у них одинаковый?
Дети. Они лёгкие и по размеру разные. Большие для супа, чайные, чтобы сахар в чай класть, варенье и мёд кушать.
Воспитатель. А ещё есть десертная – для каши. Есть одноразовые ложки, они сделаны из пластика, ими пользуются в дороге, ими пользуются всего раз, потому они так называются. Ребята, а деревянными ложками сейчас кушают?
Дети. Нет.
Воспитатель. А как их используют?
Дети. На них играют.
Воспитатель. Давайте попробуем и мы поиграть на ложках.
Дети исполняют песню «Русская ложка».
Воспитатель. Ой, мы совсем забыли о том, что рисовали, давайте рассмотрим, какими узорами вы украсили ложки. (дети с воспитателем ведут анализ работ).
Эти ложки вы заберёте, когда пойдёте домой и покажете родителям, а ещё расскажете о том. что вы узнали о ложке. А что вы расскажете?
Дети отвечают, занятие заканчивается.