Наталья Бучнева
Конспект НОД по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству «По страницам сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Образовательная деятельность для детей 4 – 5 лет
«ПО СТРАНИЦАМ СКАЗКИ К. ЧУКОВСКОГО «ФЕДОРИНО ГОРЕ»
Цель: Формировать интерес к прикладному искусству русского народа через построение обра-зовательной деятельности в форме игры, при которой дети являются активными участниками в процессе решения проблемно - обучающих ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству „По страницам сказки К, Чуковского „Федорино горе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
1. Систематизировать знания детей о декоративно – прикладном искусстве, а именно гжельской и хохломской росписей.
2. Познакомить детей с некоторыми обычаями карельского народа.
Развивающие:
1. Развивать эстетические чувства в условиях собственной практической деятельности.
2. Способствовать развитию творческих способностей детей в орнаментальной деятельно-сти, чувства цвета, ритма композиции при выкладывании орнамента на плоскости, самостоятельность, творческую инициативу.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к искусству родного народа.
2. Воспитывать уважительное отношение, чувство любви и гордости к русскому народу, традициям родного края.
Предварительная работа:
1. Беседы: «Сказочная Гжель», «История Хохломы».
2. Рассматривание демонстрационных картин : «Хохлома», «Гжель».
3. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино Горе», просмотр спектакля в театре кукол Каре-лии по мотивам сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихов о народных про-мыслах.
4. Оформление выставки семейных творческих работ по мотивам росписи «Гжель», «Хох-лома» (раскраски, рисунки, поделки из соленого теста и пластилина.
5. Оформление выставки посуды в развивающем центре группы «Художественная творче-ство».
6. НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно – прикладным творчеством в рам-ках проекта группы.
7. Посещение выставки народных ремесел русского народа в театре «Маленькая страна».
Принципы построения образовательной деятельности:
1. Принцип активности и сознательности - заинтересованное усвоение знаний и умений через решение практических и познавательных задач в самостоятельной деятельности детей.
2. Принцип развивающей ориентации - развитие у детей творческой активности и само-стоятельности.
3. Принцип наглядности – систематизация знаний детей через использование иллюстра-тивного материала при организации самостоятельной активной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей:
"Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие".
Методы и приемы:
1. Наглядный метод (иллюстративный материал).
2. Словесный метод (вопросы, чтение отрывков из сказки, рассказ сказочного персонажа «Бабушки Федоры», словесная мотивация решения проблемной ситуации).
3. Проблемно-поисковый метод (проблемные ситуации, коллективное обсуждение зада-ний).
4. Прием эмоциональной заинтересованности (непосредственно-образовательная деятель-ность построена в форме поисковой игры, сюрпризный момент).
5. Игровой прием (сюрпризный момент, игра «Автобус», физминутка «Самовар», посидел-ки с Бабушкой Федорой).
Оборудование и материалы:
• следы зайца, вырезанные из бумаги;
• игрушечный заяц с сумкой почтальона;
• разрезные картинки тарелок гжельской и хохломской росписи для билетов на автобус;
• картинка с изображением сита с росписью гжель и картинка с изображением корыта с росписью хохлома;
• две пустые корзинки для найденной посуды;
• картинки с изображением блюдца, чашки и самовара (для каждой команды по одной с со-ответствующей росписью);
• два шаблона самовара, вырезанных из белой бумаги; маленькие картинки с изображением элементов орнамента Гжели, Хохломы и Дымки;
• аудиозаписи отрывков из сказки К. Чуковского «Федорино Горе»;
• предметы из фарфора, пластмассы, резины, дерева и бумаги в двух корзинках;
• мнемотаблицы для описательного рассказа о народных промыслах, таких как Гжель и Хохлома;
• по два конверта с изображением росписи Гжель, Хохлома, Дымка;
• испеченный каравай;
• скатерть с карельской вышивкой.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель раскладывает следы зайца на ковре, обращает внимание детей на следы, тем са-мым собирает детей в круг:
- Ребятки, чьи же это следы? (ответы детей, пойдемте по следам и посмотрим, кто же это к нам в гости прискакал?
Дети совместно с воспитателем идут по кругу, находят зайчика, воспитатель читает строки:
«Заяц прыгал и скакал, прыг-скок, прыг-скок и собрал нас всех в кружок»
- Ребята, посмотрите, к нам в гости прискакал зайка – почтальон, что же он для нас принёс, да-вайте посмотрим.
Воспитатель достает из сумки зайца письмо от Бабушки Федоры из сказки К. Чуковского : (Приложение 1)
Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, пишет вам бабушка Федора…
На опушке возле леса
Я живу совсем одна.
Раньше в доме был порядок,
И уют, и чистота опушке возле леса,
Я живу совсем,
И посуду я любила,
Её чисто – чисто мыла.
Годы шли, я постарела,
Лень меня вдруг одолела.
И стараться я устала,
Убирать дом перестала.
И решила вся посуда
Тут же от меня сбежать.
Я прощенья попросила,
И Она меня простила,
Только вот одна беда,
Воротилась, да не вся.
Видно где-то заблудилась
Помогите мне посуду отыскать.
Чтобы снова самовар начал чаем угощать,
Да на вышитой салфеточке стоять, приговаривать:
«Сладким чаем угощаю и ребят всех приглашаю».
Воспитатель: «Ребятки, что же делать? Может мы поможем бабушке Федоре отыскать посуду? А вместе с письмом зайчик принес нам конверты с подсказками, где посуду отыскать (в конвертах задания для самостоятельной деятельности детей в ходе образовательной деятельности). На чем нам с вами отправиться в путь? (ответы детей) А на автобусе вы ездили? Я предлагаю вам отправится на автобусе, согласны? У меня даже билетики на автобус есть, да не простые, а сказочные». (Воспитатель раздает детям разрезные картинки по мотивам росписи гжель и хохлома, тем самым дети делятся на две команды по 6 человек). (Приложение 2) «Ребята, пройдите к столам и попробуйте собрать картинку из своих билетиков, будьте внимательны, картинка получится только из билетиков, похожих друг на друга, найдите свою команду».
Дети собирают картинки и присаживаются вокруг столов группами по 6 человек.
Воспитатель: «Молодцы ребятки! Все готовы к путешествию? (Да) Подумайте, какую посуду вы будете искать, кто готов ответить, хлопните в ладоши (дети догадываются, что посуда будет с росписью гжель и хохлома). Кто первый хлопнул в ладоши, тот дает ответ. Вторая команда тоже хлопает в ладоши, если согласны с ответом, если с ответом не согласны – топают.
Воспитатель: «Отправляемся в путь»!
Проводится игра с движениями «Автобус» по словам Е. Железновой: (Приложение 3)
Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим.
И из окошечка глядим, всё глядим.
Глядим назад,глядим вперед,
Вот так вот, вот так вот.
И мы не просто так сидим
Бип – бип – бип (2 раза)
Мы громко – громко все гудим
Бип – бип – бип.
Пускай автобус нас трясет.
Вот так вот, вот так вот.
Мы едем, едем все вперед,
Вот так вот.
Воспитатель: «Ребята, вот мы и прибыли в сказку «Федорино Горе» (звучит аудиозапись - от-рывок из сказки :
Скачет сито по полям, а корыто по лугам,
За лопатою метла вдоль по улице пошла.
Топоры то, топоры,
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза, растопырила глаза:
«Что такое, почему, ничего я не пойму.»
Воспитатель: «Вот корыто, сито вот (достает картинки с изображением сита (роспись гжель) для одной команды, корыто (роспись хохлома) для другой команды (Приложение 4, Разложи их так, как в сказке, сам, без чьей либо подсказки, где чей домик подскажи, быстренько его найди ( детям предложены три конверта с изображением элементов росписи на каждом: гжель, хохлома, дымка, детям предлагается узнать элемент узора в своей картинке (сито, у других ко-рыто) в соответствующем конверте и положить картинку в конверт).
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием! (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
Зайчик: «Вы большие молодцы, справились с заданием, вот вам и первый предмет посуды, по-ложите его в корзинку (зайчик дает детям расписные блюдца, соответствующие их росписи). (Приложение 5)
Звучит аудиозапись отрывка из сказки :
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь – ля – ля, дзынь ля – ля!
Вдоль по улице несутся
Дзынь – ля – ля, дзынь – ля – ля!
На стаканы – дзынь! - натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются!
Воспитатель: «И стаканы дзынь – разбиваются? И быть может они и ломаются? Если бьются стаканы Федоры, ломаются, да о землю они разбиваются, из чего они? Из фарфора? Из дерева или бумаги? А может из пластмассы или резины? Выберите, пожалуйста, тот материал, из ко-торого изготовлена ваша посуда (воспитатель ставит на стол корзинку с предметами из фарфо-ра, дерева, резины, пластмассы, бумаги). Почему вы так решили? Егор, а ты как думаешь? Пра-вильно, молодцы»
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Покажите, как вы справились с заданием (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
Зайчик: «Вы снова справились, и я отдаю вам вот эти красивые расписные чашечки (дети кла-дут картинки с изображением чашек в корзинку). (Приложение 5)
Звучит аудиозапись из сказки :
Самоварище сидит и товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»
И в железную трубу:
«Бу – бу – бу, Бу – бу – бу!».
Воспитатель: «Самовар вернуть поможет роспись дивная, быть может! Ну, ребятки удалые, все картинки расписные. Подберите-ка наряд новый самовару, и тогда он снова порадует Фе-дору (воспитатель раздает детям шаблоны самовара, вырезанного из белой бумаги (приложе-ние 6) и картинки с элементами росписи гжели и хохломы (приложение 7) для каждой коман-ды свой орнамент, в элементах орнамента присутствует дымковский узор, который дети исключают, выполняя задание).
Воспитатель: «Ребятки, а почему эту роспись вы исключили? Маша, а ты как думаешь? Катя, а ты?»
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши». Покажите, как вы справились с заданием другой команде (команды показывают друг другу выполненное задание, если те согласны, хло-пают, если нет, топают).
После выполнения задания зайчик вручает детям картинку с изображением самовара (гжель и хохлома) (приложение 5).
Воспитатель: «Самовар смогли вернуть, не пора ли отдохнуть?»
Физминутка «Самовар» : (приложение 8)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)
Больше греться не хочу (поворот из стороны в сторону)
Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте)
Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: «Ребятки, мы нашли всю посуду Федоры, но наш зайчик – почтальон не знает, что же это за посуда такая расписная красивая, расскажите, пожалуйста, зайчику про посуду, которую вы искали, а помогут вам в этом волшебные картинки (воспитатель раздает группам мнемотаблицы для составления краткого рассказа о росписи) (приложение 9).
Воспитатель: «Ребята, кто готов, хлопните в ладоши. Расскажите, как вы справились с заданием другой команде» (команды рассказывают друг другу о посуде, если те согласны, хлопают, если нет, топают).
В группу заходит сказочный персонаж Бабушка Федора в карельском костюме, дети отдают ей посуду. Федора благодарит детей за помощь и приглашает к столу, на котором стоит на карель-ской скатерти самовар, а рядом с ним испеченный каравай.
Федора : «Ребята, а расскажите мне, пожалуйста, от куда вы ко мне в сказку попали? Где вы жи-вете, в какой Республике? (ответы детей, если дети путаются, воспитатель помогает). А вы знаете, что карелы очень бережно относились к хлебу, даже ребенок знал, что нельзя было класть каравай на стол «Вниз головой». Когда хозяин начинал резать хлеб, дети стремились получить горбушку (съевший ее быстро рос). Второй кусок старались не брать – он ленивый. За третий ломоть шла борьба – получивший его становился шустрым и быстрым. Я хочу подарить вам такой каравай, когда в группе сядете, чай с караваем пить, вспомните добрые карельские традиции, о которых я вам рассказала».
Федора : «Ребята, расскажите про свое путешествие! Что было самым интересным? Что больше всего запомнилось? Маша, а тебе? Ваня, а тебе? Вы большие молодцы и помощники! А как вы можете еще помогать взрослым? (Федора подводит ответы детей к тому, что можно помогать убирать со стола после приема пищи, Федора просит ребят не забыть убирать за собой посуду после чаепития в группе). Ребятки, делу время, а потехе час, пора и вам возвращаться в детский сад. А на прощание я подарю вам скатерть, которую вышили карельские девицы, а вы в своем детском саду познакомитесь с карельской вышивкой. До свидания! (Федора уходит)
Воспитатель: Приготовились к поездке? (Да)
Проводится Физминутка: (приложение 10)
Мы в автобус дружно сели (приседают)
И в окошко посмотрели (тыльную сторону правой руки прислоняют ко лбу)
Наш шофер педаль нажал (имитирую нажатие педали ногой)
И автобус побежал! (бег на месте)
Все! Приехали!Ура!
Выходите, вам пора! (ходьба на месте)
Воспитатель приглашает детей на чаепитие.