Анна Седова Валерьевна
«Золотая хохлома». Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования на тему: «Золотая хохлома». Старшая группа
Программное содержание: Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Обучающие:
- Создавать условия для развития интереса и любви к народному искусству.
- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома, помочь увидеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества, выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка).
Развивающие:
- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Интегрируемые образовательные области: Познание, речевое развитие, социализация, художественное творчество.
Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, открытки, альбомы с изображением изделий народного промысла.
Методы и приемы:
Наглядные: показ педагога, образец педагога.
Словесные: Рассказ о хохломе, чтение стихотворения, вопросы к детям, объяснение педагога, анализ работ.
Практические: Прорисовка узора, самостоятельная деятельность детей.
Здоровьесберегающие: Физкультминутка «Хохлома»
Оборудование:
Демонстрационный материал: выставка изделий с хохломой, таблицы поэтапного изображения основных узоров росписи, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.
Раздаточный материал: шаблоны посуды, заранее покрашенные в жёлтый цвет, гуашь, кисти (белка №2, 5, клеенки, стаканчики с водой, салфетки.
Структура НОД:
I. Вводная часть:
Демонстрация выставки изделий с хохломой.
II. Основная часть:
- беседа об истории возникновения промысла.
- рассматривание изделий хохломы.
- показ последовательности этапов росписи.
- физкультминутка: «Хохлома»
- дидактическая игра «Элементы хохломской росписи»
- самостоятельная деятельность детей по росписи шаблонов посуды.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап):
- выставка работ
- подведение итогов.
Ход НОД
Педагог:
Ребята, кто знает, что значит декоративно-прикладное искусство?
Дети:
Декоративно-прикладное искусство – это создание красивых вещей своими руками, которые можно использовать в повседневной жизни.
Педагог:
Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.
Эти вещи нынче в гости к нам пришли, чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома»
Секрет заключался в том, как превратить простую деревянную посуду в «золотую» без использования драгоценного метала.
Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, гладкие на ощупь, радующие глаз.
Педагог: Какие цвета используют мастера?
Дети:
Красный, черный, желтый и зеленый.
Педагог:
- Кто увидел, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети:
Листики, ягодки, завитки, точечки, усики
Педагог:
- Как вы думаете мастера сами их выдумали или где-то подсмотрели? Тонкие, изящные линии, подсмотренные у природы, в царстве растений. Как можно назвать этот орнамент?
Педагог:
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;
- Есть еще один элемент, который называется криуль.
Что такое есть криуль, линия иль точка?
Линия волнистая – знаем это точно.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Без листочка нет цветочка,
Ягодки нет тоже,
В хохломе листок особый
На всех не похожий.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
Травушка-муравушка, стелиться, ложиться,
Хохлома травинками, травками гордиться.
Я вижу вы устали. Сейчас мы немножко отдохнем.
Физкультминутка
Хохлома да хохлома
Наше чудо – дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной!
Нарисуем травку солнечною краской.
Ягоды рябинки краской цвета алого.
Хохлома да хохлома
Вот так чудо дивное!
Дидактическая игра «Элементы хохломской росписи»
Я приглашаю вас в нашу маленькую мастерскую.
Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда. У этой посуды желтый фон. Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами. Какое главное правило при составлении узора?
Ответы детей.
Педагог:
Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно. Сегодня мы попробуем рисовать такие узоры. Какие цвета нам понадобятся для составления узора?
Дети:
Черный, красный, зеленый
Педагог:
Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья. Листья можно нарисовать концом кисти, или примакиванием, ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – дугообразными линиями. И получится растительный орнамент.
Работа детей.
Звучит спокойная русская народная музыка. Дети самостоятельно выполняют работу.
Заключительная часть
Педагог:
С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?
Ответы детей.
Педагог:
Какие вы знаете элементы узора?
Ответы детей.
Педагог:
Что больше всего понравилось, почему?
Ответы детей.