Получи документы

«Золотая хохлома». Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования

Анна Седова Валерьевна
«Золотая хохлома». Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования на тему: «Золотая хохлома». Старшая группа

Программное содержание: Продолжать приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Обучающие:

- Создавать условия для развития интереса и любви к народному искусству.

- Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома, помочь увидеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества, выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка).

Развивающие:

- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Интегрируемые образовательные области: Познание, речевое развитие, социализация, художественное творчество.

Предварительная работа: Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, открытки, альбомы с изображением изделий народного промысла.

Методы и приемы:

Наглядные: показ педагога, образец педагога.

Словесные: Рассказ о хохломе, чтение стихотворения, вопросы к детям, объяснение педагога, анализ работ.

Практические: Прорисовка узора, самостоятельная деятельность детей.

Здоровьесберегающие: Физкультминутка «Хохлома»

Оборудование:

Демонстрационный материал: выставка изделий с хохломой, таблицы поэтапного изображения основных узоров росписи, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.

Раздаточный материал: шаблоны посуды, заранее покрашенные в жёлтый цвет, гуашь, кисти (белка №2, 5, клеенки, стаканчики с водой, салфетки.

Структура НОД:

I. Вводная часть:

Демонстрация выставки изделий с хохломой.

II. Основная часть:

- беседа об истории возникновения промысла.

- рассматривание изделий хохломы.

- показ последовательности этапов росписи.

- физкультминутка: «Хохлома»

- дидактическая игра «Элементы хохломской росписи»

- самостоятельная деятельность детей по росписи шаблонов посуды.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап):

- выставка работ

- подведение итогов.

Ход НОД

Педагог:

Ребята, кто знает, что значит декоративно-прикладное искусство?

Дети:

Декоративно-прикладное искусство – это создание красивых вещей своими руками, которые можно использовать в повседневной жизни.

Педагог:

Посмотрите да полюбуйтесь, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая. Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Эти вещи нынче в гости к нам пришли, чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты. Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра. Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

Согласно старому преданию, в Московии жил искусный мастер – иконописец, любивший свое дело и пользовавшийся особым почетом у самого царя. Однако, однажды он решил сбежать в чащу леса на свободу и заняться там искусством, которое вобрало в себя всю красоту земли русской. На его произведения приезжали посмотреть с разных уголков света. В конце концов, и до царя донеслась молва, после чего был издан приказ стрельцам поймать мастера и привести во дворец. Только мастер узнал про сей приказ, открыл секрет мастерства соседям, поджег избу свою и сбежал. Никто с тех пор не видел этого мастера, а хохлома заиграла новыми яркими, похожими на огонь, красками.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома»

Секрет заключался в том, как превратить простую деревянную посуду в «золотую» без использования драгоценного метала.

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, гладкие на ощупь, радующие глаз.

Педагог: Какие цвета используют мастера?

Дети:

Красный, черный, желтый и зеленый.

Педагог:

- Кто увидел, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?

Дети:

Листики, ягодки, завитки, точечки, усики

Педагог:

- Как вы думаете мастера сами их выдумали или где-то подсмотрели? Тонкие, изящные линии, подсмотренные у природы, в царстве растений. Как можно назвать этот орнамент?

Педагог:

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;

«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;

«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;

«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;

«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;

«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»;

- Есть еще один элемент, который называется криуль.

Что такое есть криуль, линия иль точка?

Линия волнистая – знаем это точно.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Без листочка нет цветочка,

Ягодки нет тоже,

В хохломе листок особый

На всех не похожий.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

Травушка-муравушка, стелиться, ложиться,

Хохлома травинками, травками гордиться.

Я вижу вы устали. Сейчас мы немножко отдохнем.

Физкультминутка

Хохлома да хохлома

Наше чудо – дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной!

Нарисуем травку солнечною краской.

Ягоды рябинки краской цвета алого.

Хохлома да хохлома

Вот так чудо дивное!

Дидактическая игра «Элементы хохломской росписи»

Я приглашаю вас в нашу маленькую мастерскую.

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда. У этой посуды желтый фон. Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами. Какое главное правило при составлении узора?

Ответы детей.

Педагог:

Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно. Сегодня мы попробуем рисовать такие узоры. Какие цвета нам понадобятся для составления узора?

Дети:

Черный, красный, зеленый

Педагог:

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья. Листья можно нарисовать концом кисти, или примакиванием, ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка. Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – дугообразными линиями. И получится растительный орнамент.

Работа детей.

Звучит спокойная русская народная музыка. Дети самостоятельно выполняют работу.

Заключительная часть

Педагог:

С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?

Ответы детей.

Педагог:

Какие вы знаете элементы узора?

Ответы детей.

Педагог:

Что больше всего понравилось, почему?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Золотая хохлома». Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 18:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Золотая хохлома». Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры с элементами декоративного рисования» (включая файлы) размещена пользователем Анна Седова Валерьевна (УИ 1577455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД