Ольга Дмитриева
Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе «Русский быт»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Русский быть».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» ,«Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно — эстетическое».
Цель: познакомить детей с жизнью,бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
-Познакомить детей с избой- жилище крестьянской семьи с предметами русского быта.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры в подготовительной группе „Русский быт“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
-Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской)
-Формировать интерес к произведениям устного народного творчества -русским народным сказкам ; закрепить знания русских народных сказок умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям
-Познакомить с куклами самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка
-Развивать: коммуникативные умения,мыслительные операции путем загадывания загадок,мелкую моторику пальцев рук;обогащать словарный запас
-Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия :игрушкам, предметам,фольклору
Методы и приемы:
практические: игровая ситуация, продуктивная деятельность, физкультминутка
наглядные: рассматривание, наблюдение, показ приёмов выполнения задания
словесные: беседа, объяснение и пояснение, вопросы, педагогическая оценка.
Материалы и оборудование:
Фотографии: изба, горница,лапти, колыбель,косоворотка (рубашка с косой застёжкой, порты, кокошник,картуз (мужской головной убор с жёстким козырьком, книга загадок и сказки с картинками Русского быта, красивый волшебный сундучок.
Игрушка Домовёнок Кузя — любит жить за печкой, следит за порядком в доме.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физминутка «Домовой». Цель: снять мышечное напряжение, усталость, повысить работоспособность.
Игровая Игровая ситуация «Собери и назови сказку». Цель:Развивает память, внимание, речь, создаёт положительный,эмоциональный настрой.
Познавательно-исследовательская Познавательно-исследовательская деятельность
Познакомить детей с избой -жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта, познакомить с докучными сказками.
Коммуникативная Повышать познавательную активность детей через рассматривание фотографий русского быта, отгадывание загадок Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета. (изба,горница, лапти, колыбель, порты, кокошник, и т. д)
Музыкальная Слушание музыки во время рисования. Цель: развивать умение выражать настроения в своей творческой деятельности.
Изобразительная Рисование «Изба русская». Цель:Расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества; совершенствовать художественно-творческие способности детей в изображении изб, формировать интерес к народной культуре.
Логика образовательной деятельности
Этап занятия
Задачи
(с обозначением обр. области) Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Мотивационно-организационный Приветствие «Доброе утро»
Мотивированы на предстоящую деятельность.
Воспитатель встречает детей в русском народном костюме,обращает внимание детей на костюм. Задаёт вопросы и предлагает рассмотреть фотографии русского быта детям. Дети отвечают. Рассматривают фотографии
Деятельностный Создать положительный эмоциональный настрой. Игровая ситуация «Домовёнок Кузя» Эмоционально заинтересованно следят за игровой ситуацией, испытывают радость.
Герой Кузя предлагает детям поиграть в интересную игру — отгадывать загадки, но ответ не произносить вслух, а найти ответ на фотографиях, что лежат на столе. Дети наблюдают за действиями воспитателя, принимают участие в игровых действиях
Повышать познавательную активность детей через отгадывание загадок и нахождения ответов среди предложенных фотографий.
Обогащать словарный запас детей прилагательными. Загадки Повышается познавательная активность.
1. Загадывает загадки:
- Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры - теплота (Печь)
2. У печи стоит предмет,
Он тяжёлый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен.
В нём сготовить можно ужин (Чугунок)
3. Рогат,а не бодает,
Не ест еду, а хватает, Схватит-отдаёт, сам в угол идёт (Ухват)
4. У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит шипит,кипит всем чай пить велит (Самовар)
5. Пароход стоит на нём пароход с горячим дном
По рубашкам и по брюкам пароход тот поведёт (Утюг)
6. Из липы свито, дырявое корыто
По дороге идёт,клетки кладёт (Лапти)
7. Без рук без ног во все стороны клонится (Колыбелька) Дети отгадывают загадки, и находят на столе нужную фотографию.
Познавательно-исследовательская деятельность При рисовании русской избы дети смотрят на фотографии
Воспитатель предлагает рассмотреть русскую избу в книгах и нарисовать её -жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта, познакомить с докучными сказками.
Дети делают карандашный набросок,затем раскрашивают русскую избу красками
Развивать умение получать нужные оттенки красок при их смешении через экспериментальную деятельность. Использовать в работе палитру красок. Эксперимент «Смешение красок» Дети используют в работе палитру красок.
Предлагает получить нужные оттенки цвета на палитре, путём смешивания красок.
Дети отвечают на вопросы о приёме получения оранжевого и светло-зелёного цветов, раскрашивают овощи.
Физминутка «Домовёнок»
Снимается мышечное напряжение, усталость, повышается работоспособность.
Раз – шагают все на месте,
Два – руками машут вместе,
Три – присели, дружно встали,
Все за ушком почесали.
На четыре все прогнулись Пять – прогнулись и нагнулись
Шесть – все дружно сели.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Упражнять в умении классифицировать сказки и её героев. Дидактическая игра «Собери и назови сказку» Различают сказки и её героев.
Предлагает детям собрать сказку
Дети участвуют в игре.
Заключительный Рефлексия. Дети испытывают эстетические чувства и радость от выполненной работы.
Воспитатель подводит итог всей работы.
-Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками. Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисунках, о том, что им понравилось, отвечают на вопрос, участвуют в оформление выставки детских работ.