МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Сравнение сосны и ели»

Светлана Востропятова
Конспект НОД по познавательному развитию «Сравнение сосны и ели»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»

Конспект Нод

по познавательному развитию

«Сравнение ели и сосны»

Подготовила и провела:

воспитатель высшей категории

Востропятова С. Е.

Саратов 2018

«Сравнение ели и сосны» в старшей группе.

Форма проведения НОД: экскурсия в хвойный лес.

Цель:

Систематизировать знания детей о хвойных деревьях: ели и сосны.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Сравнение сосны и ели“» размещена в разделах

Задачи:

• Продолжать знакомить детей с зимним лесом

• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.

Развивать умение сравнивать, находить различия и сходства между деревьями в строении стволов, расположения веток и различии хвои, шишек и семян.

Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение находить и открывать для себя неизвестное в знакомых объектах, развивать органы чувств, обоняния, осязания и зрительное восприятие

• Воспитывать бережное отношение к объектам природы и желание сохранять их живыми в ней.

• Продолжать учить детей отвечать разными типами предложений

Активизация словаря: вечнозеленое, хвойные, ельник, сосновый бор, смола, колючесть, клейкость.

Предварительная работа: наблюдали деревья на участке, учувствовали в акции «Новый год без топора», рассматривали шишки деревьев.

Подготовка воспитателя: продумала методику и содержание конспекта, подобрала иллюстративный материал, подготовила ветки деревьев как раздаточный материал.

Организация и методика проведения НОД:

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться со мной на экскурсию в зимний лес. Но для этого нам с вами надо сказать волшебные слова. Вы готовы?

Дети: Да

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, и потом опять пойдём.

(дети садятся на стульчики)

(На экран воспроизводится заставка «Зимний лес»)

Слайд 1.

Слайд 2

Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво в этом зимнем лесу.

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат

В снега и метели

Закутавшись спят

Воспитатель: Ребята, а вы узнали какие деревья стоят в снежном уборе?

Дети: Сосна и ель.

Воспитатель: Правильно, по каким признакам вы узнали эти деревья?

Дети: У сосны ствол толстый, гладкий, внизу нет веток. У елки ветки растут до самого низа. Цвет коры у сосны светлее, у ели намного темнее.

Воспитатель: Подумайте, почему у сосен ветки растут всегда в верхней части ствола, а у елей – до самого низа?

Дети: Сосна любит солнышко, а елочка нет.

Воспитатель: Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу, она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.

Слайд 3

Ребята скажите, а на каком празднике мы встречаем эти деревья?

Дети: Новый год.

Воспитатель: Правильно, эти деревья украшают наши дома в этот замечательный праздник. Но как мы можем сохранить эти деревья и не остаться на Новый год без главного украшения – елочки?

Дети: Наряжать искусственную елку.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Воспитатель: Ребята, ель очень красивое дерево, а сосна просто уникальна. Сосна – это целая аптека, используемая человеком с древних времен. Сосна выделяет особые вещества – фитоциды, которые губительны для микробов. И что бы в этом убедиться, можно понюхать веточку сосны. Запах очень полезен, поэтому полезно, особенно в теплую погоду после дождя и грозы погулять в сосновом бору. Воздух чистый, здоровый и полезный.

Так же из сосны получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь. Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используют как витаминное средство при заболевании органов дыхания, полости рта и т. п.

Сосна полезна и нужна не только человеку. Как вы думаете, с кем сосна еще дружит?

Слайд 4

Дети: Белка, птицы, лиса, мышь, дятел и т. д.

Воспитатель: Правильно, а так же и у ели есть друзья.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11

Воспитатель: Ребята посмотрите, что я нашла! Корзину, давайте посмотрим, что в ней лежит? Ребята я вам хочу показать гнездо клеста, это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой, так как только зимой есть корм для этих птиц (показ гнезда). Ребята скажите, а можно забирать гнезда птиц домой?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, нельзя забирать гнезда из лесу. Поэтому мы гнездо оставим в лесу, а заберем с собой корзину с ветками. Теперь нам пора с вами возвращаться. (дети встают со стульев)

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, а потом дальше мы пойдём

Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись с вами обратно с группу, а теперь я предлагаю вам сесть за стол и сравнить ветки ели и сосны.

Раздаю веки

Воспитатель: У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь, покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.

Ребенок: Сосну я узнала по длинным иголкам.

Ребенок: И веточка у сосны толще, чем у ели.

Ребенок: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.

Ребенок: Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.

Ребенок: У сосны иголки длиннее, а у ели – короче.

Ребенок: Ветка елочки колючая.

Ребенок: Почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть.

Ребенок: У сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие.

Воспитатель: (показывает ветки сосны и ели с шишками). У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки. Сравните шишки сосны и ели.

Ребенок: Еловая большая, сосновая – маленькая.

Ребенок: Еловая шишка колючая, сосновая – нет.

Ребенок: Шишка еловая овальной формы, а сосновая – круглой.

Воспитатель: В шишках находятся семена и если по ним немного постучать, то семена, которые созрели, сами вылетят из шишки.

Вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?

Дети: У сосны и ели нет листьев.

Воспитатель: Кто с этим не согласен?

Ребенок: Иголки – это их листики.

Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?

Ребенок: Хвоя.

Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Положите веточку себе на ладошку, накройте ладонью и слегка потрите. Что почувствовали?

Дети: Пахнет елкой.

Воспитатель: Из хвойных деревьев добывают эфирные масла (показать, которые используются для косметики (показать мыло, шампунь и т. д.)

Запах имеет яркий аромат. Ребята вам нравится аромат? Что про него можно сказать, какой он (сильный, яркий, приятный, резкий).

Ребята, а давайте подберем красивые слова для описания ель? (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая). А как мы можем описать сосну? (высокая, одинокая, могучая, смолистая).

Правильно, молодцы. А теперь я предлагаю сесть на стульчики.

Слайд 12.

Воспитатель: Вика прочтет стихотворение Ирины Токмаковой о сосне :

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель: И правда сосны бывают очень высокими и это можно увидеть на картине великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». А знаете, почему эту картину так назвали?

Дети: Нет

Воспитатель: Потому, что из сосен делали мачты для кораблей.

Слайд 13.

Воспитатель: А про ель стихотворение Гончарова Николая, прочтет Захар

Какой бы лютый холод не был,

И как бы вьюги не гудели, -

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Слайд 14

Воспитатель: Ребята, а на территории детского сада растут эти деревья? Сколько их на территории садика?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, в чем их сходство?

Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее. Напомните мне, пожалуйста, как можно назвать сосну и ель одним словом?

Дети: Вечнозеленые.

Воспитатель: Мы много узнали о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга. Как вы думаете, удачным ли было наше путешествие? А вы расскажите о нем своим родным? А что вы расскажите? Молодцы!

А теперь я предлагаю отправиться на прогулку и полюбоваться нашими вечнозелеными красавицами.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП «Сравнение двух групп предметов. Сравнение двух предметов по величине» (средняя группа) Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» средняя группа Цель:   Формирование.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Сравнение предметов по ширине» Тема: Сравнение предметов по ширине. Задачи: Образовательная: способствовать обучению сравнения предметов контрастных по ширине (пользуясь.

Конспект НОД по познавательному развитию «Календарь природы» Тема НОД: «Времена года» Цель: закрепление понятий «времена года»: лето, осень, зима, весна; праздничные дни: 1 сентября, 1 января. Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Птицы весной» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: Птицы весной Цель: Содействовать познавательному развитию детей Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Часы» Конспект НОД по познавательному развитию с применением интеграции. Тема: Часы Цель: 1. Формирование у ребенка представлений о времени..

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Лесовичка» .

Конспект НОД по познавательному развитию «Овощи и фрукты» 16.04.2017г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект занятия по ФЭМП «Сравнение двух множеств по количеству. Счёт до 3. Сравнение предметов по длине и ширине» Конспект занятия по ФЭМП на тему : «Сравнение двух множеств по колличеству. Счёт до трёх. Сравнение предметов по длине и ширине». Программные.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описание и сравнение кукол»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Описание и сравнение кукол» Обучающие задачи: Формирование умения рассматривать предметы (куклы, отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью него короткий.

Конспект НОД по познавательному развитию «Уголь» Непосредственная образовательная деятельность по теме «УГОЛЬ» Цель: создание социальной ситуации развития в познавательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Сравнение сосны и ели»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 21:11
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Сравнение сосны и ели»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Востропятова (УИ 353415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД