Светлана Востропятова
Конспект НОД по познавательному развитию «Сравнение сосны и ели»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»
Конспект Нод
по познавательному развитию
«Сравнение ели и сосны»
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории
Востропятова С. Е.
Саратов 2018
«Сравнение ели и сосны» в старшей группе.
Форма проведения НОД: экскурсия в хвойный лес.
Цель:
Систематизировать знания детей о хвойных деревьях: ели и сосны.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Сравнение сосны и ели“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с зимним лесом
• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.
• Развивать умение сравнивать, находить различия и сходства между деревьями в строении стволов, расположения веток и различии хвои, шишек и семян.
• Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение находить и открывать для себя неизвестное в знакомых объектах, развивать органы чувств, обоняния, осязания и зрительное восприятие
• Воспитывать бережное отношение к объектам природы и желание сохранять их живыми в ней.
• Продолжать учить детей отвечать разными типами предложений
Активизация словаря: вечнозеленое, хвойные, ельник, сосновый бор, смола, колючесть, клейкость.
Предварительная работа: наблюдали деревья на участке, учувствовали в акции «Новый год без топора», рассматривали шишки деревьев.
Подготовка воспитателя: продумала методику и содержание конспекта, подобрала иллюстративный материал, подготовила ветки деревьев как раздаточный материал.
Организация и методика проведения НОД:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам отправиться со мной на экскурсию в зимний лес. Но для этого нам с вами надо сказать волшебные слова. Вы готовы?
Дети: Да
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, и потом опять пойдём.
(дети садятся на стульчики)
(На экран воспроизводится заставка «Зимний лес»)
Слайд 1.
Слайд 2
Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво в этом зимнем лесу.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат
В снега и метели
Закутавшись спят
Воспитатель: Ребята, а вы узнали какие деревья стоят в снежном уборе?
Дети: Сосна и ель.
Воспитатель: Правильно, по каким признакам вы узнали эти деревья?
Дети: У сосны ствол толстый, гладкий, внизу нет веток. У елки ветки растут до самого низа. Цвет коры у сосны светлее, у ели намного темнее.
Воспитатель: Подумайте, почему у сосен ветки растут всегда в верхней части ствола, а у елей – до самого низа?
Дети: Сосна любит солнышко, а елочка нет.
Воспитатель: Верно. Сосна любит расти на солнце, поэтому все ветки она подставляет солнышку. Если сосна растет в лесу, она всеми ветками и хвоинками тянется к солнцу. Нижние ветки, оставшись в тени, без солнца, погибают, елочка же наоборот, любит расти в тени, ветки у нее расположены по всему дереву, чем ниже – тем они длиннее.
Слайд 3
Ребята скажите, а на каком празднике мы встречаем эти деревья?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно, эти деревья украшают наши дома в этот замечательный праздник. Но как мы можем сохранить эти деревья и не остаться на Новый год без главного украшения – елочки?
Дети: Наряжать искусственную елку.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Воспитатель: Ребята, ель очень красивое дерево, а сосна просто уникальна. Сосна – это целая аптека, используемая человеком с древних времен. Сосна выделяет особые вещества – фитоциды, которые губительны для микробов. И что бы в этом убедиться, можно понюхать веточку сосны. Запах очень полезен, поэтому полезно, особенно в теплую погоду после дождя и грозы погулять в сосновом бору. Воздух чистый, здоровый и полезный.
Так же из сосны получают большое количество различных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль, деготь и древесный уголь. Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используют как витаминное средство при заболевании органов дыхания, полости рта и т. п.
Сосна полезна и нужна не только человеку. Как вы думаете, с кем сосна еще дружит?
Слайд 4
Дети: Белка, птицы, лиса, мышь, дятел и т. д.
Воспитатель: Правильно, а так же и у ели есть друзья.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Слайд 11
Воспитатель: Ребята посмотрите, что я нашла! Корзину, давайте посмотрим, что в ней лежит? Ребята я вам хочу показать гнездо клеста, это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой, так как только зимой есть корм для этих птиц (показ гнезда). Ребята скажите, а можно забирать гнезда птиц домой?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, нельзя забирать гнезда из лесу. Поэтому мы гнездо оставим в лесу, а заберем с собой корзину с ветками. Теперь нам пора с вами возвращаться. (дети встают со стульев)
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом дальше мы пойдём
Воспитатель: Ну, вот мы и вернулись с вами обратно с группу, а теперь я предлагаю вам сесть за стол и сравнить ветки ели и сосны.
Раздаю веки
Воспитатель: У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь, покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.
Ребенок: Сосну я узнала по длинным иголкам.
Ребенок: И веточка у сосны толще, чем у ели.
Ребенок: У сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки.
Ребенок: Иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной.
Ребенок: У сосны иголки длиннее, а у ели – короче.
Ребенок: Ветка елочки колючая.
Ребенок: Почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть.
Ребенок: У сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие.
Воспитатель: (показывает ветки сосны и ели с шишками). У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки. Сравните шишки сосны и ели.
Ребенок: Еловая большая, сосновая – маленькая.
Ребенок: Еловая шишка колючая, сосновая – нет.
Ребенок: Шишка еловая овальной формы, а сосновая – круглой.
Воспитатель: В шишках находятся семена и если по ним немного постучать, то семена, которые созрели, сами вылетят из шишки.
Вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?
Дети: У сосны и ели нет листьев.
Воспитатель: Кто с этим не согласен?
Ребенок: Иголки – это их листики.
Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели?
Ребенок: Хвоя.
Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Положите веточку себе на ладошку, накройте ладонью и слегка потрите. Что почувствовали?
Дети: Пахнет елкой.
Воспитатель: Из хвойных деревьев добывают эфирные масла (показать, которые используются для косметики (показать мыло, шампунь и т. д.)
Запах имеет яркий аромат. Ребята вам нравится аромат? Что про него можно сказать, какой он (сильный, яркий, приятный, резкий).
Ребята, а давайте подберем красивые слова для описания ель? (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая). А как мы можем описать сосну? (высокая, одинокая, могучая, смолистая).
Правильно, молодцы. А теперь я предлагаю сесть на стульчики.
Слайд 12.
Воспитатель: Вика прочтет стихотворение Ирины Токмаковой о сосне :
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Воспитатель: И правда сосны бывают очень высокими и это можно увидеть на картине великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». А знаете, почему эту картину так назвали?
Дети: Нет
Воспитатель: Потому, что из сосен делали мачты для кораблей.
Слайд 13.
Воспитатель: А про ель стихотворение Гончарова Николая, прочтет Захар
Какой бы лютый холод не был,
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Слайд 14
Воспитатель: Ребята, а на территории детского сада растут эти деревья? Сколько их на территории садика?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, в чем их сходство?
Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее. Напомните мне, пожалуйста, как можно назвать сосну и ель одним словом?
Дети: Вечнозеленые.
Воспитатель: Мы много узнали о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга. Как вы думаете, удачным ли было наше путешествие? А вы расскажите о нем своим родным? А что вы расскажите? Молодцы!
А теперь я предлагаю отправиться на прогулку и полюбоваться нашими вечнозелеными красавицами.