Индира Абдуллаева
Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
«В гостях у Лесовичка».
Занятие познавательно-конструктивной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ ЦРР д/с на 2016-2017 учебный год.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В гостях у Лесовичка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Вид непосредственной образовательной деятельности по содержанию знаний - интегрированный, что способствует решению поставленных задач в комплексе. По дидактической задаче образовательная деятельность направлена на закрепление ранее приобретённых знаний. По форме организации образовательная деятельность проводилась в нетрадиционной форме, в форме путешествие.
Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
Принцип активности (поддерживался интерес и мотивация).
Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
Принцип индивидуализации (учет индивидуальных качеств воспитанников).
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
игровой прием (проблемные ситуации);
словесный метод;
прием эмоциональной заинтересованности (путешествие);
наглядно-практический (дидактическая игра «Узнаем и назовем ягоду», «Варим варенье», конструирование «Гриб» (оригами, игра «Соберем грибы»).
Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из следующих этапов: мотивационно - побудительный, организационно - поисковый и рефлексивно-корригирующий.
Первый этап (мотивационно – побудительный) направлен на мотивацию детей, побуждение их к деятельности. В начале занятия воспитатель предлагает детям отправиться на поезде в гости к Лесовичку.
Второй этап (организационно – поисковый) направлен на развитие познавательной активности, формирование умственных и практических действий.
На организационно – поисковом этапе дети выполняли занимательные задания, в которых проявляли инициативу. Выполняя задания, дети расширяют представления об ягодах и грибах. Игровая форма помогает запомнить съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
На последнем этапе занятия (рефлексивно – оценочном) подводится итоги.
Тема: «В гостях у Лесовичка».
Цель: развивать интерес к родной природе, красоте и богатству русского леса
Задачи:
1. Формировать представления о внешнем виде лесных ягод и грибов
2. Совершенствовать умение классифицировать их.
3. Воспитывать доброе, заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа на тему: «Лесные ягоды», отгадывание загадок про ягоды, дидактические игры «Съедобные и не съедобные».
Материалы и оборудование: картинки с изображением лесных ягод, муляжи грибов, плоскостное изображение сказочного персонажа Лесовичка.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, продуктивная (конструирование, изобразительная.
Форма проведения: подгрупповая.
Место проведения: групповое помещение.
Ход НОД:
I.Мотивационно – побудительный этап:
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес за ягодами и грибами. А чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от города. Давайте, ребята встанем друг за другом — как вагончики и отправимся в путь». Воспитатель: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.
Дети встают друг за другом и выполняют движения за воспитателем.
(Воспитатель изображает движение колёс поезда).
Воспитатель: «Двери открываются: ш-ш-ш. Мы уезжаем со станции „Городская". Станция «Полевая». Это не наша остановка, ведь мы едем в лес, значит, нам нужна станция „Лесная"».
(Попросить детей запомнить названия станции, которые вы будете проезжать, чтобы правильно назвать их на обратном пути).
Воспитатель: «Осторожно, двери закрываются: ш-ш-ш.». (Воспитатель вновь соединяет ладони перед грудью, изображая закрывающиеся двери, и становится во главе поезда).
Дети становятся за воспитателем друг за другом, двигаются до следующей станции.
Воспитатель: Станция «Лесная».
Воспитатель: «Ребята, мы с вами приехали, присаживайтесь на пенёчки (стульчики).
(Дети садятся на стульчики).
2. Организационно – побудительный:
Игра «Знакомство с Лесовичком»
Воспитатель: «Ребята, в лесу много интересного. Посмотрите, кто – то выглядывает, да за нами кто – то посматривает? Кто это?
Ответы детей: (старичок, дедушка)
Воспитатель: «Это старичок Лесовичок. Правильно! Он пока боится выйти из леса и прячется от нас».
(Воспитатель несколько раз поменяет местоположение Лесовичка, и каждый раз сообщает детям, где он находится: «за деревом», «на дереве», «под деревом», «между деревьев», «за пнем», «перед пнем», «около пня»).
Дети повторяют за воспитателем местоположение Лесовичка.
Воспитатель: «Чтобы старичок Лесовичок не боялся нас, надо показать ему, что мы в лесу не чужие. Давайте поговорим с вами на лесном языке — я скажу слово, а вы добавьте к нему „лесной"».
Гриб, какой? (лесной)
Дорога, какая? (лесная)
Озеро, какое? (лесное)
Ягоды, какие? (лесные)
Поляна, какая? (лесная)
Воздух, какой? (лесной)
Тропинка, какая? (лесная)
Запахи, какие? (лесные)
Воспитатель: «Ребята, а теперь, давайте позовём. Старичок Лесовичок, выйди к нам!» Дети хором повторяют за воспитателем.
Лесовичок : «Здравствуйте, ребята! Зачем вы приехали в лес?
Дети здороваются с Лесовичком.
Воспитатель: «Мы хотели увидеть дары леса».
Лесовичок : «Хорошо! Я вам их покажу, но сначала ответьте на мои вопросы:
- Какое сейчас время года? (осень) Что осенью в лесу созревает? (ягоды) Кто из вас уже бывал в лесу и собирал грибы или ягоды? (ответы детей)
Лесовичок : «Молодцы, вы правильно ответили, сейчас я покажу вам лесные дары».
2. Узнаем и назовем ягоды.
(Воспитатель раздает детям картинки с изображением лесных ягод от имени Лесовичка и просит детей их назвать).
Дети узнают и называют ягоды.
3. Пальчиковая игра «Собираем ягоды».
Воспитатель: «Ребята, а вы любите варенье. (Да)
«Сейчас будем собирать ягоды, а дома сварим из них варенье».
Воспитатель показывает пальчиковую игру «Собираем ягоды».
(Левая рука изображает ветку с ягодами, для этого ее нужно расслабить и пальцы опустить вниз, а пальцами правой руки «снимать с веточки» воображаемые ягодки по очереди с каждого пальца левой руки).
Воспитатель: «Какие ягоды вы собрали? (малину, бруснику, чернику, голубику.
4. Игра «Варим варенье»
Воспитатель: «Какое варенье варят из черники?
Из брусники — (брусничное)
Из земляники — (земляничное)
Из малины — (малиновое)
А из клюквы — (клюквенное)
Воспитатель: «Варенье из малины полезно при простуде».
5. Соберем грибы.
Воспитатель: «Ребята, Лесовичок предлагает пойти прогуляться и поискать на лесной полянке грибы».
(Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какой гриб он нашёл, (название); какой он — большой или маленький; из каких частей состоит каждый гриб).
Дети встают и ходят по комнате, тут и там находя расставленные грибы — муляжи.
Воспитатель: «Давайте, ребята, положим все грибы в корзину. А какие, в корзине собраны грибы — съедобные или несъедобные. (съедобные)
Воспитатель: «Какие несъедобные грибы вы знаете? (мухомор) Почему их так назвали — „несъедобные"?» (их есть нельзя)
(Если дети затрудняются, воспитатель подсказывает).
Воспитатель: «Несъедобные грибы топтать, ломать нельзя, потому что ими питаются звери в лесу».
6. Конструирование из бумаги «Гриб» (оригами)
Воспитатель: «Ребята, Лесовичок, предлагает нам сесть на лесной поляне и попробовать сделать гриб своими руками».
(Воспитатель раздаёт каждому ребёнку лист бумаги и показывает, поэтапно, как складывать гриб).
Дети наблюдают за действиями воспитателя, выполняют задание в соответствии с инструкцией.
Воспитатель: «А теперь, ребята, нам пора возвращаться домой! Давайте, попрощаемся с Лесовичком!»
Дети прощаются.
Воспитатель: «А на чем, мы отправимся обратно в детский сад? (на поезде) А какие станции мы с вами проезжали по пути к лесу? («Лесная», «Полевая», «Городская»)
(Воспитатель и дети встают друг за другом и отправляются обратно в детский сад. На остановке станции «Полевая» воспитатель «открывает» и «закрывает» воображаемые двери вагонов, объявляет название станции).
Воспитатель: «Станция «Городская», а вот мы с вами и приехали».
3. Рефлексивно – оценочный этап:
Воспитатель: «Ребята, у кого мы в гостях сегодня побывали? (У Лесовичка) Что мы делали? (собирали ягоды и грибы) Что понравилось вам больше всего? (ответы детей) - Вы сегодня, молодцы!»