Чернова Ольга
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Жизнь животных в лесу зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 16.
Конспект НОД
по познавательному развитию
в старшей группе.
Тема: «Жизнь животных в лесу зимой».
Подготовила:
Воспитатель старшей группы
Чернова О. В.
Адрес учреждения: 673400 Забайкальский край, г. Нерчинск,
Ул. Красноармейская, 89 А.
ОО «Познавательное развитие».
Тема: Жизнь диких животных зимой.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Жизнь животных в лесу зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Расширить представление детей о жизни диких животных в зимнее время года.
Задачи: Познакомить с диким животным – лось, его повадками и жизнью в зимнее время года. Учить объединять животных по разным признакам. Формировать представление о корме животных, их повадках и защитных природных приспособлениях; о взаимосвязи и целесообразности животного мира. Закреплять умение рассуждать, давать полные ответы. Развивать связную речь, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие и внимание, наблюдательность, познавательную способность. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.
Активизация словаря: Спячка, стая, логово, лось, болотная растительность, осока.
Предварительная работа: беседы о диких животных. Рассматривание иллюстраций «Дикие животные зимой», чтение рассказов Г. Граубин «Моя страна Сибирь», В. Бианки «Синичкин календарь», дидактические игры «Детеныш и мама», «Кто оставил свой след?»
Оборудование: презентация; раскраски «дикие животные», корзинка, ручка, ноутбук, проектор, (кора березы, муляжи грибов, ягод, семечки, зерно, овес, сено, капуста, морковь, яблоко, печенье, аудиозапись Чайковского «Времена года».
НОД
Этапы работы Действия педагога Действия воспитанников
1. Вводная часть
Организационно-мотивационная ситуация звучит музыка, дети замечают письмо от Лесовичка.
С интересом открывают письмо, просят воспитателя прочитать.
Воспитатель читает письмо.
В лесу зимой очень красиво. Но не всем эта красота нравится, кое-кому зима доставляет много неудобств и хлопот.
Лесовичок приглашает детей к себе в лес в гости.
(Ребята принимают приглашение Лесовика и предлагают всем вместе отправиться в путешествие в лес.)
Активизация, пожелания детей.
Дети рассуждают, на чем удобно будет отправиться в путешествие.
Целеполагание
двигаются под музыку
2. Основная часть
Слайд 1. «Снежный лес».
Чтение отрывка
С. Есенина.
Загадка
слайд 2 «Белка серая и рыжая»
Беседа
Слайд 3 «Грибы сушеные, шишки»
Пальчиковая игра «Сидит белка»
Слайд 4 «Заяц»
Динамическая пауза.
четверостишие
«У косого нет берлоги».
Загадка о лисе и волке. Беседа «Как готовятся к зиме лиса и волк»
Слайд 5. «Лиса, волк»
Динамическая пауза
подвижная игра «Зайцы и лиса»
Слайд 6 «Животные - впадающие в спячку»
Загадка о лосе.
Слайд 6 «Лось»
беседа- рассказ
Слов. Игра- рассуждение. «Легче - сложнее»
Д /игра «Посылка для животных»
Звучит музыка.
Воспитатель:
«Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна, словно белою косынкой подвязалася сосна».
Ребята, что вы видите?
Что произошло с лесом? Почему он так выглядит?
Воспитатель:
Тихо в лесу, красиво, но тишина эта, только обманчива
Ребята, а я заметила, что веточка шевелится. Как вы думаете, кто там спрятался? Узнаете только тогда, когда отгадаете загадку:
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная ….
Почему белка меняет шубку зимой?
Где живет белка? Где находится её дупло?
Но некоторым белкам дупла не достается, как вы думаете, что - же им приходится делать?
Что готовит белочка к зиме? дополнение к рассказу воспитателя.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке – сестричке
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кто еще поменял шубку к зиме из диких животных?
Для чего зайцу белая шубка? Наверное, у зайца есть тоже свое дупло? Где он прячется и ночует? Расскажите, чем питается заяц летом, - а зимой?
Как спасается от врагов зайчишка?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Воспитатель следит за правильностью выполнения)
Кто главные враги зайца?
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Как вы думаете, что происходит с шубками лисы и волка? У них появляется подшерсток, который делает шубку более теплой, плотной, поэтому животным не страшен даже сильный мороз. Шубка лисы становится пушистой, богатой. Чем питается лиса зимой? Где она живет? Как вы думаете, для чего нужен лисе такой красивый пушистый хвост?
А что же делают волки зимой? Волки сбиваются в волчью стаю, они не живут в одиночку. Нападают на больших диких животных и домашних животных в деревнях. В стае есть вожак, самый главный, ему достается больше еды (мяса). Как называется жилище волков?
(считалкой выбирают лису, лиса отворачивается, зайцы прыгают, только лиса повернется, зайцы замирают.)
Ребята, кого мы не сможем встретить зимой в лесу? Какие еще животные зимой впадают в спячку?
Почему они зимой спят? Чем питаются медведь и еж летом? А зимой? Как называются жилище медведя и ежа? Вспомните, из чего они делают постель в берлоге и норе?
Ребята, слышите, кто - то сквозь ветки деревьев пробирается, кусты ломает.
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)
Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных – лось. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, горбоносая морда, высокая холка. Взрослые самцы могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая.
Лось – губастик, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные.
Что представляет собой рацион лося? Ветки деревьев и кустарников, осока, а также болотная растительность. Лоси – большие любители такого растения, как иван-чай. Зимой лось кормится днем, а ночью спит.
Ребята, как вы думаете, животным легко жить в лесу зимой? Кому легче, кому сложнее?
Ребята, на столах на подносах лежит угощение для животных. Нужно отобрать необходимое лакомство и объяснить. Для кого из животных оно предназначено. Кора березы, грибы, ягоды, семечки, зерно, овёс, сено, капуста, морковь, яблоко, печенье.
Воспитатель подписывает посылку.
Помощник воспитателя забирает посылку
и выходит из группы.
Рассуждение
детей.
Предположения
детей.
Ответы детей
Выполняют
пальчиковую гимнастику.
Высказывают свои предположения.
Имитируют движения в соответствии
с текстом
четверостишья.
Отвечают на вопросы.
Дети отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку.
Дети рассуждают. Предлагают отправить угощение в лес для животных.
Дети выбирают угощение, укладывают в посылку. Просят помощника воспитателя сходить на почту отправить посылку в лес.
Заключительная часть:
Рефлексия:
Понравилось вам в лесу? Чем понравилось?
Как вы считаете, все лесные обитатели рады приходу зимы? Какое доброе дело вы сделали?
За то, что вы отправили посылку животным в лес.
Я хочу вас тоже отблагодарить (воспитатель раздает раскраски с животными). Если хотите, можете их раскрасить и оставить себе на память.
Дети отвечают на вопросы.
По желанию раскрашивают
раскраски.