Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»

Любовь Григорьева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

Образовательные:

. Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками и прибаутками

. Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре;

Воспитательные:

. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, народным традициям, жизни и быте в древности, об обычаях на Руси;

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Прощание с избой“» размещена в разделах

. Формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

Развивающие :

. Играть в русские народные хороводные игры;

. Обогащение словаря названиями предмета быта: самовар, веретено, печь, лапти, люлька, прялка, рукомойник;

. Совершенствовать связную монологическую речь детей,

Материал к занятию: «Русская изба» с предметами быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, веретено, самовар и т. д.); дидактическая игра «Что было, что стало»; русский народный костюм для хозяйки; атласная лента и бусины из соленого теста; русские народные музыкальные инструменты; аудиозапись «Кадриль»; магнитофон.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды с предметами русского быта (печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, самовар и т. д.); загадки; игра «Пирог».

Ход занятия:

Хозяюшка: Здравствуйте, детки милые! Прошу в избу, будьте как дома. Как говорится «Гость на порог — хозяину радость».

Что ж, садитесь поудобней.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Хозяюшка: Сейчас я хочу вам рассказать об одной русской традиции. По

традиции хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям, вашим мамам. (Вручается хлеб-соль)

Хозяюшка: Дети, а давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. (Поклон)

Хозяюшка:

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Дети:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Хозяюшка в дому, что оладушек в меду»

«Домом жить – обо всем тужить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Много гостей – Много новостей»

Хозяюшка: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

(Выслушивает ответы детей)

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Дверь в избу – низкая, а порог – высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы не дуло. В старой избе была всего одна комната и почти половину ее занимала печка. «Без печки хата – не хата», - говорили в старину. А как вы думаете, почему?

Дети: В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду готовили в печке. Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами!

Хозяюшка: Ребята, давайте рассмотрим, что же стоит в правом углу от печки.

Дети. В правом углу от печки всегда стоял стол, на столе лежала буханка хлеба с солью. Около него – простые длинные скамейки.

Хозяюшка: А как назывался этот угол?

Дети. Он назывался «красным», т. е. красивым. Здесь принимали гостей хлебом и солью. «Не красна изба углами, а красна пирогами» - говорили в народе.

Хозяюшка: Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находилась икона. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Хозяюшка: А что же находилось в левом углу от печки?

Дети. В левом от печки углу размещалась домашняя утварь: красивая деревянная посуда, прялка, на стене висели расшитые полотенца. Тут же висела люлька.

Хозяюшка: Что такое люлька?

Дети. Кроватка для младенца.

Хозяюшка: Это место называлось «бабий кут». Его назвали потому, что здесь было все приспособлено для того, чтобы хозяйка могла готовить пищу, а также стояла прялка, с помощью которой пряли овечью, козью, собачью шерсть.

Хозяюшка: А сейчас давайте вспомним ещё о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:

Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская…

Изба

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

Печь

Черный конь

Скачет в огонь.

Кочерга

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Ухват

На стене висит, болтается,

За него всяк хватается.

Полотенце

Бегал бегунок

Да шмыг в уголок.

Веник

Это что за простачок

Лёг у двери на бочок

На дороге на пороге

Останавливает ноги?

Половик, коврик

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

. Самовар

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Ложка

Говорит дорожка - два вышитых конца:

Помойся хоть немножко, чернила смой с лица.

Иначе ты в полдня испачкаешь меня!

Полотенце

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит.

Чугунок

Хозяюшка: Все ладно и складно было в русской избе, места всем хватало и жильцам, и гостям. Ведь зимой длинными вечерами собирался народ в самой большой избе где пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Давайте и мы поиграем с вами русскую народную игру «Бубенцы»

Русская народная игра «Звонари»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком (звонарь, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы- брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Хозяюшка: Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).

Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете испечь в нашей печке калачи да баранки. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку).

Хозяюшка: Пока я вас в гости ждала поставила тесто оно уже подошло.

Вот и тесто подоспело,

Нужно взяться нам за дело.

Напечь калачи всем дружно.

(Хозяюшка раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)

Хозяюшка: Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку. А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.

«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая!». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая!».

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? (Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только, любит наряжаться).

Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».

Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте вспомним какое дерево самое почитаемое на Руси (ответы детей).

Выходите да хоровод для нашей белоствольной заводите

Хоровод «Ай, да берёзка»

Хозяюшка: Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки и приглашайте наших гостей. (Хозяюшка достаёт из печи калачи).

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Хозяюшка: Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами заглянули в прошлое, без него невозможно будущее. Вам понравилось? (Ответ детей).

Спасибо всем за работу и теплую встречу.

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие»Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физкультурное». Методы:.

Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осеннее прощание»Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осеннее прощание» Конспект ООД в старшей группе по развитию речи «Осеннее прощание» Цель: Закрепить и обобщить представления детей об осени. Задачи: Обобщить.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»
Опубликовано: 30 мая 2022 в 22:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прощание с избой»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева (УИ 44101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД