Лешан Светлана
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Сигналы опасности природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
МКДОУ «Детский сад п. Известковый».
Воспитатель: Лешан Светлана Анатольевна
Место проведения: МКДОУ «Детский сад п. Известковый»
Дата проведения: 12.05.2017г.
Тема: «Сигналы опасности природы».
Доминирующая область: познавательное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Сигналы опасности природы“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, исследовательская.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познавательное развитие : систематизировать и закреплять знания детей о стихийных бедствиях (гроза, землетрясение, цунами). Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность. Экспериментальным путем выяснить: степень разрушения при землетрясениях разной силы; степень разрушения высоких и низких построек. Продолжать учить детей экспериментальным путем моделировать явление и делать выводы из результатов эксперимента.
Речевое развитие : познакомить с понятиями «цунами», «сейсмолог». Учить четко выражать словами результаты своих наблюдений за ходом экспериментов, использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Развивающие задачи :
Познавательное развитие : развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевое развитие : развивать речевую активность, диалогическую речь, связную речь.
Физическое развитие : развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки
Социально-коммуникативное развитие : развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, инстинкт самосохранения.
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к природе, наблюдательность за повадками животных, птиц, насекомых.
Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам при выполнении опытов и игровых заданий.
Методы и приемы:
• Наглядные: презентация, опыты
• Словесные: вопросы, пояснение, беседа
• Практические: практические действия детей в познавательно-исследовательской деятельности
• Игровой: физкультминутка, игра «Можно- нельзя"
Предварительная работа: беседы о природном явлении – гроза; о правилах поведения во время грозы, землетрясении. Рассматривание энциклопедии, иллюстраций по теме. Чтение художественной литературы, загадок о природных явлениях. Дидактические игры «Можно – нельзя», «Какой, какая, какие», опыт «Гром и молния»; сюжетно-ролевая игра «Отдых на природе».
Ожидаемые результаты:
• Развитие у детей познавательной активности;
• Умение предвидеть и распознать опасность и по возможности избегать ее;
• Желание совершенствовать свои физические и психические возможности, чтобы противостоять опасности;
• Овладение речью-доказательством, умение отстаивать свою точку зрения;
• Раскрытие и развитие восприятия красоты природы;
• Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам;
• Формирование системного представления об окружающем мире, о роли и месте человека в нем;
• Воспитание гуманной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
Материалы и оборудование:
ИТК: ноутбук, экран, проектор, презентация; пластины пластиковые (по количеству детей, чипсы в виде пластин (по количеству детей, картинки с изображением правил поведения при землетрясении, тазик с водой.
Словарная работа: землетрясение, цунами, сейсмолог.
Индивидуальная работа: развивать умение делать простейшие умозаключения –Артем Б, София Б; совершенствовать умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным предложением – Арсений, Яна.
Структура НОД:
1. Вводная часть- 2 минуты.
Приветствие;
Беседа и постановка задачи
2. Основная часть: - 20 минут
Рассказ о грозе (презентация)
Признаки природы при приближении грозы
Беседа-правило «Поведение во время грозы»
Физкультминутка «Наблюдение за природой»
Рассказ о землетрясении (презентация)
Опыт «Сила землетрясения»
Опыт «Что происходит с земной корой при землетрясении»
Знакомство со словом «сейсмолог»
Сигналы природы при землетрясении
Д/И «Можно -нельзя»
Опыт «Что происходит с водой»
Рассказ о цунами (презентация)
3. Заключительная часть – 3минуты
Вопросы
Обобщение воспитателя.
Ход занятия:
1 Вводная часть:
Воспитатель:Ребята как одним словом можно назвать такие природные явления как : гроза, град, землетрясение, наводнение, цунами, ураганы, горные обвалы.
Дети: Это называется стихийными бедствиями или природными катастрофами.
Воспитатель:О некоторых из них мы с вами сегодня и поговорим (слайд грозы и молнии).
2 Основная часть:
Воспитатель:А что такое гроза?
Дети:- Гроза - это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. В солнечный день после дождя на небе мы можем увидеть радугу. Гроза возникает, когда теплый, влажный воздух быстро поднимается вверх и формирует грозовые облака. Идет дождь. Если влажный воздух поднимается еще выше, он встречается с еще более холодным воздухом (настоящим морозом) и капельки превращаются в крупинки льда, и идет град. Град обычно идет с дождем. Одни льдинки успевают растаять, другие же самые крупные падают на землю.
Воспитатель:А внутри грозового облака дождевые капли, и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в грозовой туче мощный энергетический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на соседнее облако или с облака на землю. Так возникает мощная искра. Это МОЛНИЯ.
Воспитатель:По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?
Дети:Еслистало душно, влажно, подул сильный, порывистый ветер,небо затягивает темными тучами, низко летают птицы (ласточки) и насекомые.
Воспитатель: Что может произойти во время грозы?
Дети:Молния, во время грозы очень опасна. Она очень часто попадает в одиноко стоящие предметы, может разнести в щепки целое дерево и устроить пожар.
Воспитатель: А знаете ли вы правила поведения во время грозы?
Если гроза застала вас в поле, в лесу, что нужно делать? :
Дети:
1. переждать ее в овраге, пригнуться к земле спрятаться под низкими кустами. Нельзя прятаться под деревом или навесом.
2. Снять металлические украшения (серьги, часы, отключите сотовый телефон, фотокамеру, фотоаппарат. Уберите всё в сумку и положите, как можно дальше от себя. 3. Нельзя использовать зонт в грозу, молния может ударить в наконечник или спицы, 4. нельзя находиться под электропроводами и подальше отойти отводы.
Воспитатель: Есть еще правила:
1. Не собирайтесь в группы по нескольку человек. Лучше держаться обособленно.
2. Если вы услышали, что от близлежащих предметов исходит стойкий гул, или почувствовали, что волосы на голове начали подниматься, срочно смените местоположение
Воспитатель: Если гроза застала дома:
Дети:
1. нужно закрыть окна, двери.
2. выключить в доме телевизор, радио и другие электроприборы.
Физкультминутка «Наблюдения за природой»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно мы похлопаем,
Ногами мы потопаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Воспитатель:А сейчас мы поговорим еще об одном стихийном бедствии-землетрясение. А что такое землетрясение?
Дети:Землетрясение — это сильное встряхивание земной поверхности, страшная природная катастрофа. Оно может продолжаться несколько секунд или несколько минут. Самые слабые толчки обозначаются цифрой «1», чуть сильнее - 2 балла, а к полному разрушению приводят толчки силой 12 баллов. В тех местах, где есть опасность землетрясений небольшие здания строят из легких материалов, а высотные здания или не строят вообще, или строят так, чтобы при толчках они раскачивались, но не разрушались.
Воспитатель:Я предлагаю провести эксперимент, как сила землетрясения влияет на постройки.
Эксперимент «Сила землетрясения» на одной дощечке
Постройте на дощечке несколько домов. Теперь будем очень легко толкать дощечку — на 1 балл. Что произошло? Ничего не произошло. При толчках силой один балл. Люди могут вообще ничего не заметить.
Попробуем толкнуть дощечку чуть сильнее. Что мы наблюдаем на нашей модели города? Некоторые постройки разрушились. Некоторые устояли, но сдвинулись. Так происходит при толчках средней силы.
А теперь устроим сильные толчки — с силой двигайте дощечку. Что мы наблюдаем? Большие разрушения. Так происходит при землетрясении сильном — 8 баллов и больше.
Вывод детей: чем сильнее сила толчка, тем сильнее разрушение.
Воспитатель:А теперь я предлагаю узнать что происходит с земной корой при землетрясении?
«Что происходитс земной корой?» (опыт)
Под слоем земной коры скрывается очень горячая магма (рисунок магмы).Она расплавляет даже камни. Затем эти расплавленные камни от попавшей к ним воды твердеют, растут, меняют форму и приподнимают земную кору.
Показ воспитателя: выгибание металлической или пластиковой пластины. Там, где земная кора гибкая, она гнется постепенно.
Как она гнется? (она гнется постепенно)
Показ воспитателя: выгибание чипсы-пластины и взламывание ее.
А в тех местах, где земная кора хрупкая (дети выгибают чипсу-она лопается). Что произошло с чипсой?
Вывод детей:
Воспитатель: Вот так и земная кора бывает гибкой и хрупкой. Если она гибкая, то просто приподнимается, а если хрупкая, то лопается и в ней образуются трещины и разломы, в которые проваливаются целые здания и даже улицы.
Последствия землетрясений ужасны: погибшие люди, разрушенные города, пожары от поврежденных газопроводов и электросетей, потопы от разорванных водопроводов. (Рассматривание картин с изображением последствий землетрясений.)
Ученые, которые изучают землетрясения, называются сейсмологами. Как называют ученых которые изучают землетрясения? Они могут достаточно точно установить, где произойдет землетрясение, но предсказать, когда оно произойдет, удается очень редко. А вот природа нам может подать сигнал. Как вы думаете, каким способом она нам подает сигнал?
Дети:некоторых животных способны ощущать приближающееся землетрясение. Собаки начинают выть, змеи выползают из своих укрытий, а куры, как сумасшедшие, носятся по двору, птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения.
Вывод: Перед землетрясением природа подает один единственный сигнал через животных.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру: (разделить детей на 2 группы)
Правила поведения при землетрясении: «Нужно - нельзя»
Нужно:
1. Если землетрясение застало вас в помещении, как можно быстрее вместе со взрослыми выбегайте на улицу, подальше от зданий — они могут рухнуть и обломки упасть прямо на вас.
2. Если выбежать из здания не удается, залезьте под стол, под кровать или встаньте в дверном проеме или в углу.
3. Держитесь подальше от окон — разбившееся стекло может поранить
Нельзя:
1. Не прячьтесь в подвалах, подземных переходах, так как если их сверху завалит разрушенными зданиями, вы окажетесь в подземной ловушке и помощь может не успеть.
2. Нельзя пользоваться лифтом при землетрясении — он может оборваться и упасть, либо застрять, тогда есть опасность задохнуться в нем.
3. Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками — может произойти взрыв, так как при землетрясении часто повреждаются газовые трубы и газ выходит наружу.
Цунами
Воспитатель:Землетрясения происходят не только на суше, но и на дне океанов.
Опыт: «Что происходит с водой»
Удары по дну тазика с водой с разной силой (при маленьком ударе вода – содрогается, а при сильном ударе - выплескивается)
Вывод:
Дети: Толчки под водой поднимают на поверхность волны. Такие волны называют «цунами». В открытом океане, далеко от берега цунами — это небольшие волны, не выше вас. Но пока волна-цунами с огромной скоростью приближается к берегу, её высота все время увеличивается и на берег обрушивается уже не просто большая волна, а огромная водяная стена, выше нашего детского сада. Цунами, обрушиваясь на берег, сметает все на своем пути.
Воспитатель: Сигнал при цунами – сильно уходит вода от берега (показываю)
3. Заключительная часть
Рефлексия:
1. О каких стихийных бедствиях мы сегодня с вами поговорили?
2. Какие сигналы нам подает природа перед стихийным бедствием?
3. Про какие еще стихийные бедствия вы бы хотели узнать?