Наталья Лабуз
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Яйцо — чудо природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Яйцо — чудо природы»
Цель:
формировать элементарные представления о яйце, как чуде-природе посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей элементарные представления о свойствах яйца: форме, размере;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
расширять первичные представления об окружающем мире (применение яичного белка в кулинарии и творчестве,
совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы,
создавать условия для развития познавательно-речевой активности детей в процессе выполнения опытов;
Воспитательные:
воспитывать аккуратность при выполнении заданий,
учить выслушивать и следовать инструкциям взрослого,
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Словарная работа:
хрупкое, прочное, куриное, гусиное, индюшиное, утиное, страусиное, раздавить, белок.
Оборудование
Демонстрационный материал: 4 яйца в коробке с нарисованными лицами (чудо-гости, муляж страусиного яйца, набор для игры «Кем станет яйцо?» (4 конверта в форме яйца на подставке с отверстием для вкладывания картинки с изображением домашней птицы, картинки с изображением индюка (индюшки, гусыни, курицы, утки, 1 конверт большего размера и картинка с изображением страуса, фонарь, меренги, картинка с изображением курицы на яйцах размером А4; яйцо, влажные салфетки и соль (если разобьётся яйцо, 4 карточки с текстом задания.
Раздаточный материал: на каждого ребенка фартук, нарукавники, поднос, сырое яйцо на подставке, скорлупа половины яйца (опыт № 1); формочки для белка, кисточка, подставка под кисточки, салфетка, клеенка, форма для наклеивания с изображением домашней птицы, фон из белого картона в виде яйца двух размеров.
Предшествующая работа: изучение материала по теме, отбор и адаптация его для детского восприятия, подбор опытов, доступных для проведения детьми младшего дошкольного возраста, изготовление муляжа страусиного яйца в технике папье-маше, сбор и обработка яичной скорлупы, оформление коробки для представления гостей, подбор внешнего вида для яиц (глаза, бантики, волосы, галстуки, подготовка готовых форм для аппликации, обработка яиц, оформление карточек с текстом гостей.
Предварительная работа с детьми: чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», отгадывание загадок о яйце и домашней птицы, рассматривание альбома по теме «Домашние птицы», заучивание стихотворения И. Токмакова «Весна», беседа на тему «Такое полезное яичко».
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей вокруг себя на ковре.
-Ребята, скажите мне, пожалуйста: «Вы можете быть аккуратными? А внимательными? Можете ли вы выслушать друг друга, не перебивая? А фокусы любите?» (ответы детей). А спросила я вас потому, что сегодня к нам придут удивительные и необычные гости, которые приготовили вам много интересного. Я вижу, что вы готовы уже встретить их.
Присаживайтесь на стульчики, а я позову гостей.
Воспитатель выносит коробку с яйцами, с нарисованными на них лицами.
-Давайте знакомиться с первым гостем.
Воспитатель читает текст на карточке. «Привет, меня зовут крепыш, потому что я очень крепкий. Я не боюсь даже самых крепких объятий. Зажав меня в одной руке, меня почти никто не может раздавить. Предлагаю вам пройти за мой стол и убедиться»
Воспитатель приглашает детей за стол № 1, помогает надеть фартуки и нарукавники.
Дети проводят эксперимент. Перед каждым ребенком на подносе находится скорлупа и целое сырое яйцо. Воспитатель предлагает сначала попробовать сломать скорлупу. Какая скорлупа? (непрочная, хрупкая, легко ломается).
-Как вы думаете, что же произойдёт, если мы попробуем раздавить яйцо? (предположения детей). Воспитатель уточняет условия: «Мы знаем, что яйцо разбить может и мышка, а вот кто его может раздавить?» Предупреждает о том, что задание выполняется над столом и на вытянутой перед собой руке. Нужно это на той случай, если яйцо получиться раздавить. После сигнала воспитателя дети пробуют сдавить яйцо, оценивают результат. Воспитатель продолжает беседу.
Как вы думаете: «Для чего природа сделала целое яйцо таким прочным?» Ответить на этот вопрос нам поможет картинка. Воспитатель показывает фотографию с изображением курицы на гнезде. (чтобы курочка не раздавила яйца, на которых сидит). Кого спасает прочное яйцо? (цыпленка). Молодцы, таким прочным яйцо делает его удивительная форма. Она есть только у яйца, так природа защищает своих малышей. Воспитатель уточняет, прав был Крепыш или нет?
- Давайте снимем фартуки и нам пора познакомиться со вторым гостем. Дети проходят к стульям на ковре. Воспитатель читаем текст на второй карточке.
«Привет. Меня зовут Загадка. Вы любите загадки? Предлагаю вам отгадать мои. Удачи»
Воспитатель приглашает детей к столу № 2. На столе лежит фонарь и белые плоские бумажные яйца, у которых внутри располагается картинка с изображением домашней птицы (индюк, курица, гусь, утка). Картинка не просвечивается через бумагу. Воспитатель спрашивает у детей, как можно узнать, что внутри. Обращает внимание детей на фонарь. Рассказывает о том, что свежесть яиц проверяют с помощью подсветки. Предлагает попробовать. Направляет по очереди на каждое яйцо, а дети пытаются рассмотреть и ответить на вопрос: «Кем станет яйцо?». После того как дети дали свои ответы, картинка вынимается и происходит проверка.
Воспитатель спрашивает, если яйцо снесла курица, то оно чьё. (куриное, утка. (утиное, индюшка-. (индюшиное, гусыня - …гусиное.
Во время проведения игры, педагог следит за правильностью ответов, помогает и исправляет при необходимости.
-Ребята, а у меня чьё яйцо? Воспитатель показывает еще одно яйцо большее по размеру. (страусиное) Как вы догадались? (ответы детей)
Правильно, у домашних птиц яйца зависят от размера самой птицы. Чем больше птица, тем яйцо (больше). Хотите посмотреть, каким может быть яйцо страуса? Воспитатель показывает муляж яйца.
Воспитатель хвалит детей за то, что они вместе справились с заданием. (обратить внимание на отдельные интересные ответы). Воспитатель предлагает поиграть в игру «Большой – маленький». (динамическая пауза проводится при усталости детей). Воспитатель в игре использует названия домашних птиц и животных. После игры воспитатель предлагает познакомиться с третьим гостем.
Воспитатель читает карточку № 3. «Привет. Я Прилипала. Мой яичный белок умеет соединять и склеивать. Я могу превратить воду, масло и муку в тесто, из которого потом можно печь.»
Воспитатель спрашивает у детей: «Если в тесте с помощью яйца, все соединяется и не разваливается, а получаются красивые печенья, торты, булочки то, можно его на аппликации использовать вместо клея? Хотите попробовать?»
Воспитатель предлагает пройти к столу № 3 и попробовать приклеить одну картинку с изображением птицы с помощью куриного белка.
Перед выполнением задания проводиться пальчиковая гимнастика с использованием су-джок.
К нам весна шагает (ритмично нажимаем на подушечки каждого пальца)
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Чёрные проталины (круговые движения между ладонями)
На полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны. (зажать сначала в одной, потом в другой руке)
Приклеив картинку, вы сможете с родителями дома поиграть в игру «Кем станет яйцо?». В процессе выполнения задания педагог уточняет у ребенка, кем станет его яйцо, чьё яйцо получается.
Во время выполнения задания воспитатель следит за временем. Напоминает при необходимости, что самое вкусное и интересное всегда бывает в конце, а у нас последний гость уже скучает.
Воспитатель обращает внимание детей: «Ребята, а свой домик наши гости украсили тоже с помощью куриного белка. Посмотрите, как получилось красиво». Давайте знакомиться с последним гостем. Педагог читает текст на карточке № 4. «Привет. Я Сластёна. Если мой белок взбить миксером с сахаром, то я становлюсь очень вкусным. Мы хотим вас порадовать и побаловать? А вы хотите нас порадовать? Тогда расскажите нам, что интересного вы о нас узнали, а мы с удовольствием вас угостим».
Подводится итог занятия, детей угощают меренгами.
Вот так чудо-гости были у нас сегодня. Давайте скажем им спасибо.