Екатерина Куницына
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „День народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Цель: приобщение детей к истории России.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с Всероссийским праздником – День Народного Единства; обобщать и систематизировать знания о России и о государственных символах; расширять представления о территории России, народах её населяющих.
2. Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение; закреплять названия и группы деревьев растущих в России; расширять и закреплять имеющиеся знания детей об искусстве и истории.
3. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях и желание говорить правильно и красиво.
Предварительная работа: знакомство с государственными и традиционными символами России, рассматривание иллюстраций на тему «Моя Родина», «Мой город», разучивание стихов про флаг-триколор, герб, про родину, беседы на тему «Моя Россия», «Что родиной зовётся», знакомство с русской народной культурой.
Приоритетные образовательные области: Познание, Коммуникация.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка, Художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Оборудование:
• колокольчик;
• картонные полоски трёх цветов (белого, красного, синего) одинаковой ширины и длины;
• иллюстрация с изображением флага России;
• иллюстрация цельная с изображением герба России;
• сборная картинка Российского герба;
• плакат с гербами разных стран, в том числе и России;
• набор картинок с изображением деревьев лиственных и хвойных (2 -3 экземпляра);
• картонный листочек дерева с загадкой;
• кукла Мария в русском национальном костюме;
• набор карточек «Национальные костюмы России»;
• плакат «Символы России»;
• репродукция картины Остроухова «Золотая осень»;
• портрет художника Ильи Семёновича Остроухова;
• трубочки из бумаги диаметром 3-5 см на каждого ребёнка подгруппы;
• портрет президента страны В. В. Путина, фоторепродукция дома правительства, Красной площади.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись гимна России, вальс Фредерика Шопена «Осенний вальс» (при рассматривании картины).
Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель:
Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок. (звонит)
Начинаем мы играть.
Про Россию вспоминать.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему я сказала, что именно про Россию мы будем вспоминать?
Ответы детей.
Воспитатель: действительно, приближается торжественный праздник. Праздник нашей страны, нашей с вами большой Родины. Как она называется? (Россия) Верно. А праздник называется ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА РОССИИ. Он отмечается 4 ноября. А что такое «ЕДИНСТВО»? От какого слова образовано название «Единство»? Слово «единство» образовано от слова «Единый», т. е. одно целое, нераздельный. Раз мы с вами говорим о России, вот наша страна и есть целая, нераздельная, единая, объединённая одной целью, одной жизнью, одним законом, находится под одним правителем, под одними символами. Предлагаю вам поиграть в игру – «Путешествие по уголкам России». А предлагаю я вам полетать на ковре-самолёте.
Итак, располагаемся уютно на нашем ковре (дети вместе с воспитателем садятся на ковёр). Полетели. Повторяем наши заводные-ключевые слова:
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Вижу станцию. Это станция «Символическая». Повторите. Приземляемся.
(На столе разбросаны полоски трё х цветов: белого, красного, синего; разрезные картинки герба).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь какие-то полоски и картинки разбросанные. Предлагаю навести порядок. Вот только какой порядок? Как станция называется? А путешествуем мы по какой стране?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, нам нужно навести порядок в символах России. А какие мы с вами знаем символы нашей страны?
Ответы детей (флаг, герб).
Воспитатель: Кто догадался? Что мы можем собрать из цветных полосок?
Ответы детей (флаг России-триколор).
Воспитатель: Почему его называют ТРИКОЛОР? (флаг имеет три цвета. «Колор» – иностранное слово, переводится как «цвет».) Послушайте стихотворение:
Флаг России – триколор,
Три полоски ловит взор.
И у каждой новый цвет,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий,
Цвет побед в сраженьях жарких,
Русской кровью что добыты
И народом не забыты.
В середине флага – синий,
Словно Волга по равнине…
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху, словно облака,
Цвет снегов и молока.
Чистый белый – мира цвет,
Говорит он – войнам нет! (И. Агеева)
Воспитатель: Теперь попробуем собрать флаги-триколоры.
Д/игра «Собери флаг»
Воспитатель: Здорово! Мы собрали с вами флаги России. Навели немного порядок. Но есть здесь ещё что-то. (На столе лежит иллюстрация с гербами разных стран, в том числе и России)
Что бы значила эта картинка? Может кто-то знает? (Ответы детей). Это похоже на герб. А как выглядит наш герб – герб России? Давайте попробуем его найти на этой картинке. Молодцы! Узнали! Может кто-то сможет описать герб?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте мой рассказ:
Орёл – символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит на запад и на восток. Корона на голове орла символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти. В другой лапе – золотой шар-держава – символ могущества страны. Слово «МОГУЩЕСТВО» означает большая сила, власть, влияние. На груди у орла красный щит с изображением русского святого Георгия Победоносца, колющего копьём змея. Святой Георгий – символ добра, змей – это зло. То есть, добро всегда побеждает зло. И добро должно быть с кулаками.
Вот в этих картинках тоже беспорядок. Надо и здесь навести порядок.
Д/игра «Собери герб»
Ну что ж, порядок на станции «Символическая» наведён! Отправляемся дальше. (Воспитатель приглашает детей сесть на ковёр-самолёт) Заводим наш ковёр-самолёт ключевыми-заводными словами (вместе с детьми) :
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Воспитатель: Вижу станцию. Станция «Зелёная». Смотрите, ребята, какой-то листок. От какого он дерева, кто догадался? Верно. На нё м что-то написано:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Нас много здесь. Мы просим вас,
Верните лес, разделите нас. (Дерево).
Воспитатель: Кто это или что это просит нас о помощи? Вы отгадали загадку? Правильно! Это дерево.
Воспитатель: Россия – страна богатая лесами. Какие деревья нашей страны вы знаете? (Тополь, клен, сосна, ель, береза, липа)
Ребята, на этой станции тоже необходимо навести порядок. Нашей родине нужны леса. Леса бывают хвойные и лиственные. Предлагаю поиграть в игру «Лиственные – хвойные» разделите деревья на две группы и посадите лес хвойный и лиственный. (Клен, береза, дуб – лиственные; хвойные – ель, сосна, кедр).
Воспитатель: Мы молодцы! Помогли деревьям. Навели на станции «Зелёная» порядок. Полетели дальше. Пилот, заводи самолё т:
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Воспитатель: Интересно, что же это за станция. Приземляемся? Станция «Музейная-галерейная».
(Детей встречает кукла Мария в русском сарафане. Воспитатель берёт куклу в руки и от её имени приглашает детей в музей русского искусства)
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария.
– Здравствуйте, Мария! Какой на тебе красивый русский сарафан! А кокошник расшитый золотыми нитками!
– Благодарю! Добро пожаловать в наш музей русского искусства! Обратите внимание на эту стену. Что вы здесь видите, ребята?
Ответы детей.
Мария: этот стенд предлагает нашему вниманию изображения людей в национальных костюмах. Здесь и башкиры, и уйгуры, и якуты, и русские, и татары (указывает на костюмы). Ведь на территории нашей страны проживают многие национальности. Наша родина – МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ. Ребята, попробуйте повторить это слово. (Дети повторяют вместе с воспитателем). Это и татары, чуваши, армяне, белорусы, казахи и многие другие. А поможете мне найти картинку с изображением русского костюма? Да, верно. У любого народа есть свои традиции, обычаи и национальная одежда. В старые времена не было швейных фабрик, и люди сами вручную шили себе одежду. Русский национальный костюм всегда был красив. У мужчин, парней и мальчиков это была рубашка – косоворотка, т. е. с косым воротом, широкие штаны на манжете внизу и подпоясывались мужчины кушаком-поясом, широкой лентой. А у девочек и женщин был красиво расшитый сарафан, на голове – кокошник, украшенный разными узорами из золотых ниток и бусин, или самотканый – сами ткали – разноцветный платок.
Посмотрите, а здесь висят иллюстрации с негосударственными символами нашей России: здесь и матрёшка, деревянные расписные ложки, и балалайка – русский народный музыкальный инструмент и берёзка белоствольная – тоже символ России. Как богата наша страна. Сколько ещё в ней интересного и многогранного!
Мария: Ой, посмотрите ребята! Кто-то неправильно повесил картину. Отвернул её от нас. Давайте посмотрим на неё и рассмотрим. Что же изображено на картине?
Предлагаю поиграть в игру «Раздели на части». Для неё нам понадобится подзорная труба. Она есть в нашей галерее. (Детям раздаются трубы, скрученные из бумаги, диаметром 3-5 см). Предлагаю посмотреть на картину в подзорную трубу и поделить её на части. Наведём резкость («чик-чик», глядим по сторонам, потом на картину) и внимательно посмотрим на картину.
• Ребята, что же вы видите на ней?
• Я вижу на этой картине деревья.
• А какие это деревья, лиственные или хвойные?
• Это лиственные деревья.
• А кто узнал деревья по листьям?
• Это клёны.
• А я вижу 2-х сорок (Небо, тропинку, траву, опавшие листья).
• А кто-нибудь увидел на картине осень?
• Как можно назвать эту картину? (Ответы детей.) И действительно. Эта картина называется «Золотая осень». А написал её великий русский художник Илья Семёнович Остроухов. Вот его портрет. Именно «написал» картину, а не нарисовал – художники пишут картину красками масляными, так и говорят «написал картину маслом».
• Ребята, но ведь мы с вами поделили картину. А теперь нужно её объединить. Давайте подумаем: что можно объединить? Например, деревья и листья можно объединить? Почему? Что ещё можно объединить? А какое красивое предложение вы бы составили с этими словами?
• Осенью с деревьев опадают листья.
• Небо и деревья.
• Подумайте, какое предложение можно составить с этими словами?
• Сквозь деревья видно голубое небо, как окошко.
• Тропинка и сороки.
• По тропинке важно шагают две сороки и о чём-то разговаривают.
• Трава и осень.
• Осенью трава начинает желтеть и увядать.
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Нам пора улетать. Спасибо Вам, Мария! Нам было очень интересно. Мы многое узнали. До свидания! Скорее прыгаем в ковёр-самолё т и летим:
ЧУ – чу-чу, я лечу, всё на свете знать хочу.
Им-им-им, мы летим, всё на свете знать хотим.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Мы снижаемся! Земля!
Воспитатель: Ребята, мы прилетели к Дому Правительства. Где он находится? (В Москве – столице нашей Родины) А кто же президент или глава нашего государства? (Владимир Владимирович Путин). Верно. А в Доме Правительства сейчас начинается собрание. И звучит ещё один государственный символ нашей Родины – это гимн России. Гимн полагается слушать стоя. Давайте и мы с гордостью послушаем наш гимн. (Слушаем)
Воспитатель: Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад.
Эй, ковёр-самолёт собирай нас всех в полёт.
Пролетели чрез моря, горы, реки и поля.
Возвращаемся! Земля!