Светлана Видлога
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»
Цель :дать представления о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».
Ход
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Что такое время?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
-Ребята, сегодня мне позвонил буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00. Но почему то опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы,раздается стук в дверь, приходит Буратино.)
-Буратино ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.
-А что разве нельзя было прийти позже?
-Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.
Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит,а в самолете никого нет. «Рано я пришел,-думает командир. -Пойду пока пообедаю».Только он ушел пришли пассажиры. «Ах,-говорят пассажиры,-командира еще нет. Пойдем пока что -нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, а в салоне опять никого нет «Раз так,-говорит он,- улечу один. Будут знать как опаздывать!» И улетел бы,если бы не было часов.
-Отгадайте загадки:
Оно весь век бежит вперед
И никогда не устает. (время)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
-Раньше часы были разные: солнечные,водяные, песочные, но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут)
Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени чувство времени побуждает человека быть собранным точным.
Время постоянно бежит из прошлого в будущие,а бежит оно через настоящее.
А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого,настоящего и будущего.
-А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам, Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)
- Отгадайте загадку:
Гляжу в окошко-
Ходит черная кошка. (ночь.)
Поутру оживает,
К вечеру умирает. (день.)
-Когда вы приходите в детский сад? (утром). А уходите? (вечером)
-Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (сутки)
-Продолжительность в каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.
Упражнение с картинками «Когда это бывает?»(день-ночь, утро-вечер,утро-день, вечер-ночь)
-Отгадайте еще одну загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний.
Появляется передний (дни недели).
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (дни недели)
- Правильно это дни недели. Название дней недели в основном связанно с порядковыми номерами. Вторник- второй, среда- средний, четверг –четвертый, пятница- пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.
- Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение. П. Башмаковой Дни недели
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
-Дети, а какой сегодня день недели?Какой был вчера?Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)
-Отгадайте следующую загадку:
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (месяцы).
- Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году( 12). Какие вы знаете месяцы?
-Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляет год. В году различают четыре времени года.
-Воспитатель – «Послушайте стихотворение А Кузнецовой «Времена года».
Придумала Мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна- зеленеют лиса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло-все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля.
-Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него?А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?
-Ребята,Буратино принес вам замечательную картину,только не понятно,какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу,дети ищут ошибки.)
-А теперь давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа нарисует свое время года :зиму, весну, осень, лето.