Елена Сниткина
Конспект НОД по познавательному развитию «Белоствольная красавица» в старшей группе
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Цель: формирование интереса детей к родной природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания о берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном; о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
2. Формировать умение составлять рассказы по иллюстрациям к картинам Левитана, Васильева, Бакшеева, Грабаря по картам-схемам.
3. Обогащение словаря: белоствольная, гибкая, изумрудная, кудрявая, нарядная, ненаглядная.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Белоствольная красавица“ в старшей группе» размещена в разделах
Развивающие : развивать умение у детей собирать пазлы, передавать в изображении основные свойства предметов (величина, цвет, развивать чувство ритма, передавать через движение характер русской народной музыки.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской природе, бережного отношения к ней.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много к нам пришло воспитателей других детских садов, и у них есть проблема. Они хотят, чтобы их дети в группах узнали, как можно больше о берёзе, о деревьях, их пользе. Ребята, мы можем им помочь?
Дети: узнать из книг, энциклопедии, провести экскурсию, спросить у кого-нибудь, сами можем рассказать.
Воспитатель: Что же мы можем рассказать о берёзе?
Дети: берёза – дерево, её всегда можно узнать в любое время года, потому что ствол у неё белый. Дерево очень красивое, как девица, стройное, нарядное, белоствольное, гибкое, осенью – золотое, летом – кудрявое, листики похожи на сердечки, они лёгкие. Берёзки любят солнечные полянки.
Воспитатель: Меняется ли берёза в разное время года?
Дети: осенью прекращается сокодвижение, листья желтеют, опадают; зимой берёза спит под снегом, как под тёплым одеялом; весной просыпается самой первой – около неё появляются проталины, появляются серёжки; летом берёза зелёная, как в сарафане.
Воспитатель: Какую пользу приносят деревья, в частности, берёза?
Дети: дают кислород, среда обитания птиц, прохлада, почки заваривают как лекарство, полезен сок, гриб-чага, лучшая фанера, мебель, из бересты делают поделки.
Воспитатель: Как вы думаете, а как мы, люби, можем сохранить берёзу?
Дети: Собирать почки только со взрослых берёз, не ломать, костры не разжигать, если взяли сок – замазать отверстие, посадить берёзы и приложить усилия, чтобы они не погибли, а выросли.
Воспитатель: Как берёзу использовали в древние времена?
Дети: делали из берёзы лучины, из бересты лапти, туески, писали, строили дома, топили печь.
Воспитатель: Что удивило вас, когда мы всё больше и больше узнавали о берёзе?
Дети: На берёзе чёрные полоски, она через них дышит, живёт 160-180 лет, после пожара берёзы вырастают быстрее, предсказывают погоду, дятлы добывают сок, любят его муравьи, пчёлы, белки, медведи.
Воспитатель: Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдё шь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром празднично-наряженные люди приходили в берёзовую рощу, выбирали одну из берёзок и украшали её яркими лоскутками, ленточками, пряниками, конфетами. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
Вот вам платочки, вставайте в круг и мы попляшем под русскую народную музыку «Ах ты, берёза». Будьте внимательны: когда меняется ритм музыки, вы меняете движения (Дети выполняют движения 2 раза)
О белоствольной красавице сложено немало стихов.
Дети читают стихи Есенина «Берёза», Прокофьева «Люблю берёзку русскую», Агеевой «Берёзка – символ России».
Воспитатель: Многие талантливые художники-пейзажисты, такие как: Левитан, Бакшеев, Юон, Грабарь, Васильев, Шишкин и др. запечатлели берёзку в своих картинах. Давайте вспомним их и расскажем, а поможет нам в этом карта-схема.
Дети на выбор составляют рассказы по иллюстрациям к картинам.
Воспитатель: Как хороша берёзка в разное время года, это нам показали художники. Каким способом ещё можно изобразить берёзку, не используя краски и карандаши?
Дети высказывают свои предположения: изобразить самим, спеть, сложить из частей, слепить. Из частей собирают изображение берёзы.
Воспитатель: А чтобы наши гости смогли не только рассказать своим детям, но и показать берёзку в разное время года, что вы можете предложить?
Дети предлагают нарисовать берёзу в разное время года.
Воспитатель: Ребята, о чём мы говорили на нашем занятии (ответы детей – о берёзе, её пользе, о бережном отношении)
Что было трудно?
Воспитатель: Ребята, помните, я говорила, что в старину дерево украшали. Если у вас хорошее, солнечное настроение после занятия – повесьте на берёзу разноцветные яркие ленточки, если нет – то тёмные.
Воспитатель: Где вам могут пригодиться знания о берёзе? (Ответы детей – при рисовании, собирании гербария, при посадке берёзки на солнечной стороне, расскажу родным, гостям города, делать поделки, вести себя правильно в природе)