Екатерина Филатова
«Помощь Почемучкину». Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе.
Тема : «Помощь Почемучкину»
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие,
социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,
речевое развитие.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
Публикация «„Помощь Почемучкину“, Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
Задачи: расширять представления детей о свойствах воздуха, продолжать
учить делать выводы на основе опытно – исследовательской деятельности;
развивать познавательную активность, любознательность, логическое
мышление;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение
работать в коллективе.
Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты,
эксперименты.
Оборудование: ноутбук, мольберт, музыкальное
сопровождение, «профессорские» шапочки (по количеству детей,
фартуки (по количеству детей, карточки – символы.
Демонстрационный и раздаточный материал : полиэтиленовые
мешочки (по количеству детей, стаканчики с водой (по количеству детей,
коктельные трубочки (по количеству детей, кораблики из пенопласта с
бумажными парусами (по количеству детей, сосуд – «море» для
корабликов (3 шт, вееры (по количеству детей, воздушные шарики (по
количеству детей) для сюрприза.
Методы и приё мы:
практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, водой, корабликами,
словесные: беседа, объяснение, художественное слово, загадка, вопросы.
наглядные: использование рисунков-символов, ИКТ – технология.
практические: игровые упражнения, психогимнастика, здоровьесберегающая
технология – дыхательная гимнастика, физкультминутка.
игровые: сюрпризный момент, игровая мотивация.
Перед началом занятия, дети вместе с воспитателем
рассматривают альбом «Я и моя семья»
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя
психогимнастику. Дети в группе встали в круг).
Воспитатель: Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,
Мы за руки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся.
(Звучит сигнал видео звонка)
(Воспитатель включает компьютер. На экране появляется профессор
Почемучкин : Здравствуйте, ребята. Я - профессор Почемучкин.
«Я целый день тружусь в лаборатории. Но у меня возникли некоторые
проблемы. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает
воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет
никакого воздуха? Пожалуйста, помогите мне»
Воспитатель: Ребята, поможем профессору Почемучкину? Не будем
доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов:
существует ли воздух и какими свойствами он обладает.
Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Воспитатель: А вы видели воздух?
Я предлагаю вам превратиться в учёных.
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые
ставят опыты и эксперименты, исследуя их. В лаборатории всегда должно
быть чисто и стерильно. Но прежде чем попасть в лабораторию нам нужно
вспомнить правила поведения:
- вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать
и находиться мы должны в специальной одежде.
Одеваем с вами шапочки и фартуки. Готовы!
Воспитатель: Теперь мы не мальчики, теперь мы не девочки. Я не
воспитатель! Мы теперь кто?
Дети: настоящие учёные!
Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей лаборатории. Можем приступать
к нашим великим открытиям!
Воспитатель: Послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите сейчас воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: невидимый!
Воспитатель: А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Как вы думаете, а
получится у нас поймать воздух ладошками? Попробуйте! Не получается.
Воспитатель: А я вас сейчас научу. Проходите к первому столу для
проведения эксперимента.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас приготовлено на столе?
Дети: пакеты.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель:Давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые!
Теперь мы закрываем его. Пакет полон воздуха, но он невидимый.
Если раскроем пакет, то выпустим из него воздух.
Значит господа ученые, какой делаем вывод?
Дети: воздух – прозрачны,невидимый.
Выставим карточку-символ на доску.
Воспитатель: А как вы думаете, воздух имеет запах?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим. Понюхайте воздух носиком. Чем пахнет?
Дети: ничем
Воспитатель: Значит, Вывод 3 - воздух не имеет запаха.
Выставляем следующую карточку – символ на доску (нос перечёркнут)
Воспитатель: Итак, мы доказали, что воздух существует, он невидимый,
бесцветный, не имеет запаха.
Для проведения следующего эксперимента пройдём к столу № 2
Стол № 2 .Опыт - «Воздух легче воды»
Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе в полиэтиленовом пакете - вода.
В таком же пакете находится воздух. Пакеты, по размеру одинаковые? А
теперь сравним их по весу. Какой тяжелее?
Дети: где вода.
Воспитатель: Какой лёгкий?
Дети: где воздух.
Воспитатель: Значит что? Мы можем с вами сделать, Вывод 4 – воздух легче
воды.
Выставляем нашу следующую карточку - символ (весы).
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, а что же мы можем узнать про воздух еще? Я вам
предлагаю пройти к следующему столу. Это стол номер 3 Присаживайтесь.
Стол № 3 Опыт - «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой, а рядом лежат трубочки.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: А что они делают?
Дети: Они поднимаются наверх!
Воспитатель: Это пузырьки воздуха! Молодцы! Значит, воздух есть внутри
нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит из нас. А поднимаются они наверх
потому, что воздух легче воды.
Мы с вами можем сделать Вывод 5 - воздух находится внутри нас.
Выставляем карточку – символ на доску (человек)
Воспитатель: ребята, но как воздух к нам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем,
как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала
вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Дыхательная гимнастика «Обдуваем плечи»
Звучит музыка
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова
прямо. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через
рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого
упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова
повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к
подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх
– «выдох», голова прямо – «вдох». Выполнять упражнение 5-8 раз.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что воздух живёт внутри нас. А
интересно, есть ли воздух в предметах, которые нас окружают? Как вы
думаете?
Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столу №4
Стол № 4 Опыт - «Плывет кораблик»
Воспитатель: Посмотрите ребята, в нашей лаборатории есть кораблики, а
как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде (дети опускают кораблики в тазики с водой)
Воспитатель: А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть (дети дуют на кораблики)
Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается -
получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами.
Значит, воздух может передвигать предметы.
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, я вам предлагаю
устроить ветер с помощью веера! Помашите слегка веером сначала на себя,
потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: Да дует легкий ветерок. Смотрите: воздух не движется, и
кораблики не плывут. Веером толкаю воздух, получается ветер, и он
помогает парусникам плыть. Попробуйте сами. (дети машут веером
приводя в движение кораблики)
Воспитатель: А где можно увидеть движение воздуха или по другому –
ветер?
Дети: На улице. От ветра качаются деревья, трава наклоняется, быстро
плывут облака.
Воспитатель: Какой делаем вывод? Вывод 6 - воздух может двигаться.
Сделаем вывод с помощью такой карточки-схемы (качающееся на ветру
дерево)
Воспитатель: На этом, ребята, наши опыты и эксперименты закончились.
Давайте подойдём к доске, где мы выставляли наши открытия с помощью
карточек – символов и закрепим полученные знания. Итак:
Вывод 1 Воздух существует, но он невидимый.
Вывод 2 Воздух бесцветный, прозрачный.
Вывод 3 Воздух не имеет запаха
Вывод 4 Воздух - легче воды
Вывод 5 Воздух живёт внутри нас.
Вывод 6 Ветер – это движение воздуха
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы сегодня помогли профессору
Почемучкину узнать, что такое воздух и его свойства. Я думаю, он будет
доволен нами.
(включается монитор)
Профессор: Ребята огромное вам спасибо. С вашей помощью я узнал, что
воздух существует, но он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет
запаха, воздух - легче воды, живёт внутри нас. Ветер – это движение воздуха.
Спасибо вам. До новых встреч.
Воспитатель: А мы сейчас ребята с вами снимем профессорские шапочки,
фартуки, аккуратно всё положим, возможно, мы ещё сюда вернёмся. А
теперь пора нам возвращаться в детский сад, в нашу группу.
Вокруг себя мы повернёмся - раз, два, три.
Вперёд немножечко пройдёмся – раз, два, три.
И в группе мы окажемся.
Воспитатель: Вот мы снова в нашей группе. Устали? Опять вы девочки и
мальчики, а я – воспитатель!
Воспитатель: А у меня для вас сюрприз! (в руках воспитателя – воздушные
шарики)
Что это? (воздушные шарики)
Это лёгким ветерком к нам их принесло. А что внутри шариков, как вы
думаете? (воздух)
Конечно же воздух. Спасибо вам за работу.