Лариса Покидова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Я — человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать у дошкольников самоопределение, осознание своего тела и его специфических особенностей.
Задачи:
- формировать знания детей о строении человеческого тела;
- научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности: лица, роста, возраста;
- формировать умение мысленно воспроизводить образ через свое видение человека;
- развивать умение согласовывать свои действия с текстом;
- расширять активный словарь: части тела, зрение, обоняние, осязание;
- воспитывать чувство гордости, что ты – человек.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Я — человек“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: плакат «Строение человека», картинки с изображением детей разного возраста в игровой ситуации, цветные карандаши, листы бумаги А-4, игрушки: уточка, мишка, клоуна, солдатика, кукла, разрезные картинки «Лицо человека».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций людей разного возраста и разных профессий», дидактическая игра – вкладыши «Строение человека».
Методика проведения
I. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы с Вами познакомимся со строением человеческого тела и узнаем, для чего человеку нужны разные части тела.
Воспитатель читает стихотворение М. Ефремова «Тело человека» :
Что такое наше тело? Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться, прыгать, бегать, баловаться.
Наши ушки звуки слышат. Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать. Глазки могут увидать.
Ножки могут быстро бегать. Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.
Чтобы быть здоровым телу, надо нам зарядку делать.
Ручки мы поднимем: «Ох!», сделаем глубокий вдох!
Наклонимся вправо-влево… Гибкое какое тело!
И в ладошки вместе: «Хлоп!» и не хмурь красивый лоб!
Потянулись-потянулись… И друг другу улыбнулись.
Как владеем мы умело этим стройным, сильным телом!
(Дети рассматривают плакат «Строение человека», воспитатель рассказывает о значении разных частей тела).
II. Рисование на тему «Мой портрет».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением детей разного возраста в игровых ситуациях. Спрашивает, какими дети себя видят: большими, маленькими, не очень маленькими. Дети отвечают, говорят, сколько им лет, какими они хотят вырасти. Воспитатель предлагает детям нарисовать самих себя, какими они хотят быть.
По рисункам детей, выставленным на фланелеграфе, пытаются угадать, кто на них изображен. Воспитатель спрашивает, зависит ли от роста, какой человек, хороший или плохой.
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой, значит твой реальный рост
Выше самых дальних звезд.
III. Дидактическое упражнение «Что есть у игрушки?».
Воспитатель предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой: уточкой, мишкой, клоуном, солдатиком, куклой. Примерные ответы детей: у уточки клюв, а у меня нос; у уточки крылья, а у меня руки; мишка лохматый, а у меня кожа гладкая; у собачки четыре лапы, а у меня две руки и две ноги; и солдатик, и я – смелые; у куклы есть все части тела, как у меня, но я живая, а она нет.
IV. Дидактическая игра «Узнай, кто это?».
Дети при помощи считалки выбирают ведущего, остальные садятся в кружок на стулья. Ведущий должен, не называя имени, рассказать о ком-либо из детей: какой он (она, что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер. Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, занимает место ведущего.
V. Физкультминутка (стихотворение Н. Горенбурговой «Про Машу», имя Маша можно заменить на дети).
Дети выполняют движения в соответствии с текстом и отгадывают загадку.
Дети весело бегут к речке по дорожке.
А для этого нужны нашим детям (ножки).
Дети слушают в лесу, как кричат кукушки.
А для этого нужны нашим детям… (ушки).
Дети смотрят на кота, на картинки – сказки.
А для этого нужны нашим детям (глазки).
Дети ягодки берут, по две, по три штучки.
А для этого нужны нашим детям (ручки).
Дети ядрышки грызут, падают скорлупки.
А для этого нужны нашим детям (зубки).
Не сеют, не сажают, сами вырастают (волосы).
Если б не было его, не сказали б ничего (язык).
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос).
VI. Игра «Веселый – грустный человек».
Цели: развивать воображение; целостное восприятие, учить складывать лицо человека из отдельных частей.
Дети складывают лицо человека из 6 частей и определяют эмоциональное состояние.
VII. Сюжетно-дидактическая игра «Поможем Машеньке».
Машенька подружилась с тремя медведями и решила сделать им приятный сюрприз – нарисовать их портреты: всем нарисовала туловище, голову, четыре лапы. Пришли медведи и ахнули, не понравились им их портреты. «Чем я буду слушать?» - закричал Михайло Иванович. «Чем я буду видеть?» - закричала Настасья Петровна. Как я буду кушать сладкую малинку?» - закричал Мишутка. Как вы думаете, почему огорчились медведи? Что забыла нарисовать Машенька?
Воспитатель предлагает исправить ошибки на портретах.
VIII. Рефлексия.
Дети отвечают на вопрос: «Для чего нужны разные части тела человека?».
Литература
1. А. Барилле «Тело человека», № 25, 2007 год.
2. П. Бронштейн «Ты и твоё тело», Москва, РОСМЭН, 2007 год.
3. С. Булацкий «Тело человека» (энциклопедия, Минск, «ЮНИОН», 2007 год.
4. М. Лукьянов «Моя первая книга о человеке», Москва, ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 год.
5. Э. Прати «Тело человека» (энциклопедия, Москва, «Махаон», 2006 год.
6. Н. Ю. Синягина, И. В. Кузнецова «Как сохранить и укрепить здоровье детей», Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2004 год.
7. В. А. Доскина, Л. Г. Голубева «Растём здоровыми», Москва, Просвещение, 2006 год.
8. Л. Г. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Творческий центр «Сфера», Москва, 2007 год.
9. «Дошкольное образование», №14 2004 год, №4 2007 год.
10. «Ребёнок в детском саду» №4, 2008 год.