Курникова Ирина
Конспект НОД по познавательному развитию «В стране пуговиц» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «В стране пуговиц» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения пуговицы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В стране пуговиц“ в подготовительной группе» размещена в разделах
2. расширять кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности; упражнять в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, выкладывать из пуговиц простые изображения; активизировать словарь детей; развивать воображение и творческую активность детей, логическое мышление, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, умение сопоставлять и анализировать. 3. воспитывать любознательность, отзывчивость, доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Демонстрационный материал :
- шкатулка с потерянной пуговицей;
- презентация Microsoft Office PowerPoint, ноутбук, экран, проектор;
- карточки с названиями заданий.
Раздаточный материал:
- «кармашки с карточками» для игры «Отгадай на ощупь»;
- емкость с водой на каждого ребенка;
- магнит на каждого ребенка;
- деревянная, металлическая пуговицы;
- салфетки на каждого ребенка;
- подносы, тарелки на каждого ребенка;
- набор пуговиц разного размера и цвета для творческой работы;
- ствол в горшочке;
- кусочки проволоки на каждого ребенка.
Ход деятельности:
I.Орг. момент
Сюрпризный момент.
Я захожу в группу, взглядом ищу потерянную пуговичку.
- Ребята, я такая Маша-растеряша. Со мной постоянно что-нибудь происходит. Вот и на этот раз недоглядела я за своими вещами и потеряла на своем любимом платье пуговицу. Ребята, помогите мне, пожалуйста, найти её. Поможете? (Ответы детей.)
-Ребята, чтоб начать поиски моей пуговички, нужно вспомнить заклинание, закрыть глаза и повернуться вокруг себя один раз (проговаривают заклинание и поворачиваются вокруг себя)
Звучит волшебная музыка, открывается I слайд пуговичной страны.
- Ребята, вот мы и попали в пуговичную страну.
Я думаю, что здесь и спряталась моя пуговичка. А чтоб её найти, нам предстоит пройти испытания.
-Ребята, а что такое пуговица?
Дети: Застёжка для одежды.
- Ребята, застёжки бывают разными. Какие застёжки вы знаете?
Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.
-А откуда же появились пуговицы? (Удивляюсь, обращаю внимание на экран).
- Ребята, посмотрите на экран.
(Читаю «история маленькой пуговицы».) слайд II
Ой, как интересно! Присядем и внимательно посмотрим на экран.
II. Ознакомление с новым материалом
Просмотр презентации
Презентация “История маленькой пуговицы”.
История пуговицы началась семьсот лет назад.
В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Слайд 3,4
. Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли. Слайд 5
.
Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.
Слайд 6
.
На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и модной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье. Слайд 7,8,9
.
Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед. Слайд 10.
Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.
Слайд 11
.
Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях. Слайд 12
.
.
Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д. Слайд 13,14
.
Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста
Слайд 15,16.
.
Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайдах. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами
- Повторите ребята дизайнеры.
Дети: Дизайнеры.
Слайд 17,18,19,20.
Итак, когда появились пуговицы? (Пуговицы появились в древности)
Какими бывают пуговицы? (Деревянными, металлическими, пластмассовые, стеклянные и тд.)
- Ребята, сейчас мы узнаем какое первое испытание. Присядем за стол.
1. Д/и «Отгадай на ощупь».
Дети присаживаются за столы
- Ребята, посмотрите, здесь на столах лежат кармашки с секретом. Вы хотите узнать, в чём секрет?
Ответы детей
- Нам нужно ощупать кармашки пальчиками и попробовать отгадать, что же внутри. (Дети обследуют кармашки).
Ответы детей
Воспитатель достает и показывает карточку.
- Все цифры выложены из пуговиц.
- А теперь, ребята, с помощью ваших ловких и умных пальчиков попробуйте отгадать, какие цифры изображены на ваших карточках.
Дети обследуют карточку через ткань и называют то, что, по их мнению, изображено на карточке.
- Достанем карточки из кармашков и проверим правильные ли ответы вы дали.
Дети достают карточки и сравнивают свой ответ с изображением.
- Молодцы ребята, мы быстро научились узнавать цифры на ощупь
За следующим столом нас ждёт еще одно испытание.
Присаживайтесь. Для начала вспомним правила поведения в лаборатории. (ответы детей)
Еще раз повторю
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.
2. Следующее задание. «Опыты»
Ребята, нам предлагается провести опыты. Вы любите проводить опыты? Здорово! Приступим!
Ребята, посмотрите у вас у каждого на тарелочках по три пуговицы и магнит. А как вы думаете, притянет ли магнит наши пуговицы?
Ответы детей
- Сейчас проверим.
- Итак, деревянную (пластмассовую) пуговицу магнит не притянул; а металлическую пуговицу магнит притянул. Почему? Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
- Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.
- Как вы думаете, что с ними будет, если опустить их воду?
Ответы детей.
- Проверим, что произошло?
(Одна утонула)
- А почему, как вы думаете?
(Дети высказываются)
- А почему не опустилась на дно другая?
(Ответы детей)
- Правильно, она сделана из дерева. А дерево, как мы знаем, не тонет в воде.
- Делаем вывод: деревянные пуговицы не тонут в воде; а пуговицы, изготовленные из другого материала (из металла, пластмассы, опускаются в воду.
3. Творческое задание «Волшебное дерево»
-Ребята, смотрите, злая колдунья оборвала веточки и листья с дерева. Теперь дерево стоит не красивое. Что же делать (отв. Детей)
Присаживайтесь за стол, будем лечить наше деревце.
В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные, думаю, что у нас получится замечательное дерево. Сейчас мы будем на проволоку нанизывать пуговички, веточки нашего дерева и прикреплять к стволу.
Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.
Ребята, какое замечательное дерево у нас получилось.
В шкатулке остается одна пуговица.
-Ребята, а вот и моя пуговица! Смотрите, похожа она на остальные пуговицы с моего платья (отв)
- Теперь я всегда буду опрятной и аккуратной.
Ребята. Моя пуговичка нашлась и мы теперь можем вернуться в детский сад. Проговорим наше заклинание и обернемся вокруг себя один раз.
Слайд с детским садом.
-Друзья мои, вот мы снова и в детском саду.
Спасибо, вам за то, что помогли мне вернуть пуговицу.
Рефлексия.
Ребята, где сегодня мы с вами побывали?
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Что больше всего понравилось?