Байдагулова Улмекен Юриковна
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана»
Программные задачи:
Образовательные
• Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
Темочки:
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
• расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность познавательной деятельности.
Развивающие
• Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
• активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.
Воспитательные
• Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
• Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская
Образовательные области:
• физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов, карта России, макет вулкана, сигнальные карточки, сода, красная гуашь, моющая жидкость, уксусная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (3 шт. стакан 200г. ; 1 шт. рюмка; 1 шт. чайная ложка; 1 шт. не глубокая тарелка; картонный макет горы 1 шт. ; салфетки)
План занятия:
1. Вводная часть (5)
2. Основная часть (16)
3. Заключительная часть (4)
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у меня отличное настроение, потому что к нам пришли гости,
- Что мы должны сделать
- хорошо
- Сейчас ребята я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
- Собрались все дети в круг,
Ты-мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Молодцы!
Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас вы станете настоящими моими помощниками.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята я сегодня получила посылку от своих друзей учёных, как вы думаете, что находится в это посылке?
интересные фотографии, пройдёмте к столам и рассмотрим их.
(перед детьми лежат картинки с изображением грозы, дождя, росы, радуги)
Воспитатель: Что случилось? Фотографии разрезаны на маленькие части.
2. Основная часть
2. 1 Создание проблемной ситуации «Как восстановить иллюстрации»
Ребята, а что нужно сделать, чтобы узнать, что на них изображено?
Дети: (сложить части в целое).
Воспитатель: Давайте их сложим и рассмотрим.
Воспитатель: Что изображено на ваших картинках?
Дети: (радуга, роса, дождь, гроза)
Воспитатель: Как можно их назвать одним словом?
Дети: (явления природы)
Воспитатель: Ребята здесь загадка давайте отгадаем.
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Это в небе… (Радуга)
- Давайте вспомним, сколько в радуге цветов? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Кто из вас знает почему?
Каждый – красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга? (картинка)
Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и зимой, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну экспериментов.
- вы согласны?
Там вы узнаете много нового и интересного.
Воспитатель: Что такое эксперимент? Где они обычно проводятся? Все правильно, в лаборатории.
Воспитатель: Дети, а вы любите проводить опыты? (да.)
Воспитатель: Тогда я предлагаю вместе со мной отправиться в научную лабораторию.
Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?
1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.
2. Не пробовать на вкус и запах вещества.
3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.
Воспитатель: Давайте приготовимся к нашему путешествию
Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.
Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт)
Воспитатель: Ребята, а теперь вы хотите попробовать сделать сами радугу.
Опыт №1 «Растущая радуга»
6. Проследи за результатом.
Воспитатель: Ребята я хочу вас сегодня ещё познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана. Ребята здесь еще загадка давайте отгадаем.
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель: Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей)
Воспитатель: Обратите своё внимание на доску.
Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
Воспитатель: На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер)
Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)
Воспитатель: Вулканы бывают разных видов : действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(картинка)
(Действующий вулкан)
Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма
(Рассказ воспитателя о профессии «вулканолог»)
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит извержение. Как, течёт огненная река лавы. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и когда проснется.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул.
И на десятки лет уснул.
Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?
Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять.
Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды
Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например? (воду)
Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
Воспитатель:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда, и наслаждайтесь зрелищем.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.
Наш вулкан проснулся, и по его склонам потекла лава. Вы помните, что лава очень горячая? Что образуется при ее остывании? (различные камни).
Физ. минутка:
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт (повороты вправо-влево,
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (шаг на месте).
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки порхают (махи руками вверх и вниз).
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили (шаг на месте или с продвижением).
Когда лава застывает, образуются камни, такие как гранит, туфа, пемза, кварц (показ камней). Мы с вами ученые и я хочу вам предложить обследовать два камня: гранит и пемзу. Пройдемте к столам. Что вы видите на столах? Перед вами лежат два камня. Чем они похожи? Чем отличаются?
3. Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут
4. Опыт № 4. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
5. Опыт № 5. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах. Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет
Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».
У вас на столе лежат таблицы (рабочий листы) с изображением моделей разных свойств камней. Как называются модели?
• холодный – теплый
• тяжелый – легкий
• шершавый - гладкий
• плотный – пористый
• тонет - не тонет.
Предлагаю вам самостоятельно отметить в таблице нужные свойства исследуемых камней, как это делают ученые-геологи. Что можно сказать про камни, образовавшихся в результате извержения вулканов? Про пемзу? Про гранит? Какими одинаковыми свойствами они обладают? Какие различные свойства?
Что интересного вы сегодня узнали? Что вы расскажете о наших открытиях? Вулкан – очень опасное природное явление для человека! Но результат его деятельности это различные камни, которые люди активно используют в своей жизни. Мы рассмотрели только два, поэтому, впереди нас ждут увлекательные исследования других камней.
Заключительная часть
3. Рефлексия.
Ребята, скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?»
А что вам понравилось больше всего?
А как вы получили извержение вулкана?
(ответы детей)
Ребята, вы очень любознательные и смелые. мне очень понравилось с вами.
И на память о нашей встрече я хочу вам подарить подарки. Этот макет вулкана останется на всегда в вашей группе. И вот еще вам иллюстрация, чтобы вы не забывали о его строении.
Самоанализ занятия
Занятие по познавательному развитию для детей в подготовительной к школе группе на тему «Вулкан».
Проводилась предварительная работа. Актуализация ранее полученных знаний, методом бесед и речевых игр.
Материал подобран в соответствии с возрастом, программой и темой недели.
Атмосфера на занятии была доброжелательной и комфортной, дети были заинтересованы.
Задача Обогащения сознания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширением представлений детей об объектах и явлениях неживой природы, считаю была достигнута совокупностью методов: это и беседа, сбор пазлов, просмотр видеофильма, эксперементирование.
Дети на занятии проявляли не поддельный интерес и активность, следовательно задача развивать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д. была достигнута.
Задача упражнять детей в чтении схем, считаю, тоже была выполнена в ходе экспериментальной деятельности.