Елена
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме «Берегите глазки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить со строением глаза, его функциями.
Познакомить с факторам, влияющими на наше зрение.
Научить детей элементарным способам сохранения зрения.
Дать представление о слепых людях и их образе жизни.
Развивающие :
Развивать познавательную активность детей.
Развивать зрительное внимание и память.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе по теме „Берегите глазки“» размещена в разделах
Развивать сохранные анализаторы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к своему организму, желание познать его.
Воспитывать бережное отношение к своему зрению.
Предварительная работа:
Беседы о правильно питании, о витаминах.
Беседа по ОБЖ «Опасные предметы».
Знакомство с профессией врача-офтальмолога.
Оборудование:
Телевизор, музыкальный центр, картинка глазного яблока, картинка строения глаза, одноразовые пластиковые стаканчики под продукты, одноразовые ложечки, салфетки.
Счетные палочки на каждого ребенка.
Картинки: морская рыба, куриные яйца, говядина, кисломолочные продукты и молоко, морковь, черника, абрикосы и курага, цитрусовые, свекла, листовые овощи, финики, чеснок, брокколи, черный шоколад.
Подборка звуков: шум ветра, шум моря, пение птиц, тиканье часов, стук трамвайных колес, треск костра, шум взлетающего самолета, журчание ручейка и т. д.
Ход занятия:
- Ребята, вы знаете. Что такое здоровье? (ответы детей)
- А хотите больше узнать о своём здоровье? (да)
- А как мы можем это сделать? (ответы детей)
Так как тело человека очень сложный организм, у нас много частей тела и разных органов, то сегодня мы с вами узнаем только об одном таком органе, но очень важном и необходимом для человека.
- А вот о каком органе идет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку!
На ночь два окошка
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза).
- У меня такое предложение! Давайте совершим экскурсию в Институт Здоровья. (открывается дверь дети заходят в группу). Но прежде чем нам совершить экскурсию в Институт Здоровья нам нужно одеть медицинские накидки, обработать руки и измерить температуру. Ну, что все здоровы отправляемся на экскурсию, но помните, что мы должны вести себя хорошо.
Дети проходят к доске и присаживаются на стульчики. На доске висит макет глаза.
Ребята, а сколько у нас глаз?
Дети: два.
Давайте рассмотрим как устроен наш глаз.
На лице видна только небольшая часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазное яблоко. Глазное яблоко мягкое как мармелад и его легко повредить. (показ макета глазное яблоко).
- Попробуйте, не двигая головой, посмотреть в право, влево, вниз, вверх. Глазное яблоко легко поворачивается обеспечивая человеку широкий обзор.
В передней части глазного яблока есть радужная оболочка, имеющая у разных людей разную окраску. От этого зависит цвет глаза. Скажите пожалуйста какого цвета бывают глаза?
Дети : голубые, серые, черные.
_ Радужная оболочка играет роль штор в глазах, пропускает в нутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке – зрачок. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом освещении наоборот, зрачок расширяется, регулируя прохождения большого количества света.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, для чего нужны человеку брови, ресницы? (ответ детей)
- Правильно не только для красоты а в первую очередь для защиты. Если сильный ветер задувает пыль в лицо, то пыль задержат реснички, но если все же пыль попала в глаза, их смоет веко – изнутри оно влажное.
А еще у глаза есть слёзные канальца, когда мы с вами плачем слёзы у нас бегут и с верху и снизу.
Потечёт со лба пот, его остановят брови : если же в опасной близости от глаз появится какой- нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше,чем мы об этом подумаем.
Глаза наши не заменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее узнаём друг друга. По глазам можно определить какой человек добрый или злой, говорит ли он правду или нет? Глаза являются «зеркалом души, по глазам можно определить какое настроение у человека.
Так позаботилась сама природа. А мы с вами сможем позаботится о наших глазах.
А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Мы посмотрим»
(воспитатель даёт инструкцию детям голова должна не двигаться)
Мы посмотрим далеко
(ладонь у лба смотрим в даль)
Мы посмотрим близко
(ладони перед грудью держим как раскрытую книгу)
Мы посмотрим высоко
(не поднимая голову смотрим вверх)
Мы посмотрим низко
(не поднимая головы смотрим в низ)
А теперь посмотрим
Тут и там, тут и там,
(не поворачивая головы смотрим по сторонам)
Вдаль на палец посмотри
(отводя палец смотрят на него)
Близко к носу поднеси
(подносят кончик пальца к носу, скашивают на него взгляд)
Раз, два, три, глаза закрой,
(глаза закрывают)
Раз, два, три, глаза открой
(глаза открывают)
Но вот ребята наши глазки отдохнули.
А как вы думаете может ли человек видеть одним глазом.
(предположение детей)
Мы сейчас с вами пройдём в лабораторию и проведем опыты и посмотрим сможем ли мы с вами при закрытии одного глаза с точность выполнить задания.
Дети проходят и садятся за столы.
Опыт 1 Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором нарисованы круги. Возьмите карандаш и поставьте точку в центр круга. (Дети выполняют. А теперь закройте себе один глаз рукой и поставьте точку в центре второго круга, Посмотрите, когда центр определён более точно.
Опыт2 Обведите карандашом контур сложной фигуры (Дети выполняют).Теперь закройте глаз рукой, придерживайте бумагу локтём и обведите контуры второй фигуры, Когда вам было удобнее выполнять задание?
Ребята можно сделать вывод: при закрытии одного глаза точность выполнения задания, может быть, и не уменьшится, но работать будет не удобно.
- Ребята, мы можем нанести вред глазам? (да)
- А как? (ответы детей)
Ученые этой лаборатории провели эксперименты и выяснили, какие факторы могут нанести вред нашим глазам и зрению.
Показ слайдов с пояснением.
3. Плохое или не правильное освещение (при тусклом освещении глаза приходится напрягать вдвое больше).
4. Просмотр телевизора с близкого расстояния.
5. Нельзя читать лёжа – развивается близорукость, лечится упражнениями, тренирующими зрительный аппарат.
6. Удары, пыль, летящие твердые частицы, песок, брызги и выбросы жидкостей: растворителей, аэрозолей, кислот и т. д.
7. Глаза могут получить солнечный ожог (нельзя смотреть на солнце больше нескольких секунд).
8. Неправильное питание.
- А как вы думаете? Правильное питание может сохранить или улучшить зрение? (да)
- В этой лаборатории ученые провели эксперимент и выяснили, какие продукты полезны для глаз.
- А вы хотите узнать какие это продукты? (да)
(дети садятся за накрытый стол и пробуют полезные продукты для глаз)
- Эти продукты содержат много витамин и микроэлементов полезных для глаз и зрения.
- Научитесь помогать своим глазкам. Старайтесь чаще кушать эти продукты.
- А если всё-таки с нашими глазками что то случилось, что мы должны сделать? (обратиться к врачу)
- А как называют врача, который лечит глазки? (офтальмолог)
Показать слайды или картинки.
- Ребята, но бывает и так, что человек все-таки теряет свое зрение и ничего уже не видит. А может и уже родиться таким.
- Как таких людей называют? (слепые)
- А вы встречали таких людей на улице? (ответы детей)
- А как мы можем узнать их? (ответы детей)
- Их можно узнать по их атрибутам. Давайте посмотрим по каким?
Показ слайдов с пояснением.
- Их можно узнать по их атрибутам. Давайте посмотрим по каким?
Показ слайдов с пояснением.
- Что требуется слепому человеку? (очки, белая трость, собака-поводырь)
- А как невидящий человек получает знания? (специальные книги, азбука Брайле)
- А что ещё помогает слепым и плохо видящим людям ориентироваться в окружающем пространстве? (хороший слух, чтобы слышать, что происходит вокруг)
Но вот ребята наша экскурсия подходит к завершению, давайте вспомним, что полезного мы сегодня с вами узнали.
На память ученые Института Здоровья дарят вам на память вот такие памятки «Факторы зрения» вы должны помнить какие факторы помогают нашим глазам, а какие вредят.
«Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку… глаза!